Конспект урока
КОНСПЕКТ УРОКА
Русский язык, 4 класс
Урок № 54. Способы образования имён прилагательных
Вопросы, рассматриваемые на уроке
На этом уроке
Вы исследуете:
- способы образования имён прилагательных.
Вы научитесь:
- делать разбор по составу имён прилагательных;
- оценивать результаты своей деятельности.
Тезаурус
Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные – красивый, и краткие – красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.
Суффиксальный способ – способ образования слов, когда к основе прибавляется суффикс. Например: гость – гостевой, зерно – зернистый.
Приставочный способ – способ образования новых слов, когда к основе имени прилагательного прибавляется приставка. Например: последний – предпоследний, полярный – заполярный.
Приставочно-суффиксальный способ – способ образования новых слов, когда к основе одновременно присоединяются приставка и суффикс. Например: море – заморский, победить – непобедимый, думать – бездумный.
Словосложение – способ образования новых слов, когда происходит сложение двух или более основ. Например: дружба + любить = дружелюбный, нефть + газ + носить = нефтегазоносный.
Литература
Основная:
- Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
Дополнительная:
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Способы образования имён прилагательных видео-урок
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Разберите по составу несколько имён прилагательных.
счаст-лив-ый не-счаст-н-ый
бес-снеж-н-ый бел-о-снеж-н-ый
Подумайте, как образовались эти и другие имена прилагательные.
Существует четыре способа образования имён прилагательных. Рассмотрим все способы.
Суффиксальный способ – способ образования слов, когда к основе прибавляется суффикс. Например: гость – гостевой, зерно – зернистый.
Приставочный способ – способ образования новых слов, когда к основе имени прилагательного прибавляется приставка. Например: последний – предпоследний, полярный – заполярный.
Приставочно-суффиксальный способ – способ образования новых слов, когда к основе одновременно присоединяются приставка и суффикс. Например: море – заморский, победить – непобедимый, думать – бездумный.
Словосложение – способ образования новых слов, когда происходит сложение двух или более основ. Например: дружба + любить = дружелюбный, нефть + газ + носить = нефтегазоносный.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля
- Имена прилагательные, отвечающие на вопрос чей?, образуются от имён существительных, которые обозначают животных и человека при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й). Образуйте несколько имён прилагательных.
Лиса – лисий, отец – _____________, мама – _____________, девица – _____________, птица – _____________, рыба – _____________, волк – _____________, сын – _____________, дочь – _____________.
Проверьте себя по эталону:
Лиса – лисий, отец – отцов, мама – мамин, девица – девичий, птица – птичий, рыба – рыбий, волк – волчий, сын – сыновний, дочь – дочерний.
- От каких слов образованы эти русские фамилии? При помощи чего они образованы? Выделите суффикс. Обратите внимание! Тут прилагательные «работают» собственными именами существительными, это фамилии.
Алёшин Селькин Егоров Галкин Борисов | Горина Большова Быстрова Беседина Глазова | Кольцов Огурцов Рощин Правдин Базаров |
Проверьте себя по эталону:
Алёшин Селькин Егоров Галкин Борисов | Горина Большова Быстрова Беседина Глазова | Кольцов Огурцов Рощин Правдин Базаров |
- Распределите имена прилагательные в три столбика.
Образованы при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й). | Образованы при помощи суффиксов —ат-, —оват-, -ист-, -лив-, | Образованы при помощи суффикса -н- |
Ненадёжный, Володин, голосистый, опасный, глинистый, папин, львиный, коварный, гостевой, талантливый, узловатый, тенистый, сероватый.
Проверьте себя по эталону:
Образованы при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й). | Образованы при помощи суффиксов —ат-, —оват-, -ист-, -лив-, | Образованы при помощи суффикса -н- |
папин Володин львиный гостевой | голосистый глинистый тенистый талантливый узловатый сероватый | ненадёжный опасный коварный |
Примеры и разбор заданий контрольного модуля
1.Тест.
1. В какой строке имена прилагательные образованы суффиксальным способом?
А) страноведческий, метростроительный, глубокоуважаемый;
Б) ивовый, тёпленький, снежный;
В) предусмотрительный, непокоримый, незавидный.
2. Отметьте строку, в которой суффиксы имён прилагательных обозначают сделанное из чего-то.
А) деревянный, стеклянный, кожаный, глиняный;
Б) сероватый, грязноватый, мутноватый, красноватый;
В) плечистый, голосистый, речистый.
3. Отметьте строку, в которой в состав слова входят приставка, корень, суффикс и окончание.
А) замедленный, беззаботный, безраздельный;
Б) прекрасный, зависимый, постоянный;
В) заметный, поднебесный, немецкий.
Проверьте себя по эталону:
1 Б
2 А
3 А
Три правильных ответа – «Отличный результат!»
Два правильных ответа – «Хороший результат!»
Один правильный ответ – «Потренируйтесь ещё!»
- Отметь «+» правильный разбор слова по составу.
слово | роскошный | песчаный | извечный | братский |
приставка | — | — | из- | — |
корень | роскош- | пес- | веч- | брат- |
суффикс | -н- | -чан- | -н- | -ск- |
окончание | -ый | -ый | -ый | -ий |
«+» |
Проверьте себя по эталону:
слово | роскошный | песчаный | извечный | братский |
приставка | — | — | из- | — |
корень | роскош- | пес- | веч- | брат- |
суффикс | -н- | -чан- | -н- | -ск- |
окончание | -ый | -ый | -ый | -ий |
«+» | + | + | + |
- Образуйте имена прилагательные разными способами.
-енн | ____________________ | |
Боязнь → | -лив | ____________________ |
без-, -енн | ____________________ | |
вод-о-, -енн | ____________________ |
Проверьте себя по эталону:
-енн | боязненный | |
Боязнь → | -лив | боязливый |
без-, -енн | безбоязненный | |
вод-о-, -енн | водобоязненный |