Урок 56. Приёмы устных вычислений

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 3 класс

Урок №56. Приёмы устных вычислений

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Как выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000, используя различные приёмы устных вычислений?

Как выбирать удобный способ вычислений?

Глоссарий по теме:

Круглым называется число, которое делится на 10, 100, 1000 и так далее, без остатка. Можно так же круглое число определить как число, которое имеет один и более нулей в правой части числа.

Каждая цифра в записи многозначного числа занимает определённое место – позицию. Место (позицию) в записи числа, на котором стоит цифра, называют разрядом.

Единицы, десятки, сотни, тысячи и т. д. иначе ещё называют разрядными единицами:
— единицы называют единицами 1-го разряда
— десятки называют единицами 2-го разряда
— сотни называют единицами 3-го разряда и т. д.

Чтобы узнать, сколько в числе заключается всех единиц какого-либо разряда, надо отбросить все цифры, означающие единицы низших разрядов и прочитать число, выражаемое оставшимися цифрами.

Сложение – арифметическое действие в математике, в результате которого два или более чисел объединяется в единое целое, оно обозначается знаком «+». Слагаемое, слагаемое, сумма – главные составляющие математического действия сложения.

Вычитание – арифметическое действие, обратное сложению и обозначается оно знаком «-». Уменьшаемое, вычитаемое, разность- главные составляющие математического действия вычитания.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Моро М. И. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. М. «Просвещение» — 2017. с. 66-67.

2. Волкова С. И. математика. Проверочные работы. 3 кл. — М.: Просвещение, 2018.с. 62-73.

3. Рудницкая В. Н. Математика. Дидактические материалы. Ч.1. 3 кл. – М. «Вентана- Граф», 2016, с. 9-12.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Устный счёт – гимнастика ума!

Урок 56. Приёмы устных вычислений

Неслучайно мы начали урок с этого утверждения.

Сейчас модно вести здоровый образ жизни: заниматься спортом, правильно питаться и т. д.

Урок 56. Приёмы устных вычислений

Но поверьте, наш мозг тоже нуждается в тренировке. И есть замечательное средство – устный счёт.

Конечно, вы уже овладели приёмами устного счёта в пределах 100, но пришло время двигаться дальше.

Сегодня вы узнаете о приёмах устного счёта в пределах 1000!

Чтобы овладеть приёмами устного счёта, надо уметь представлять число в виде разрядных слагаемых и определять общее количество сотен и десятков в числе. Думаю, вы с лёгкостью справитесь с подобным заданием.

Урок 56. Приёмы устных вычислений

Если с этим заданием вы легко справились, то сегодня у вас всё получится.

Сегодня мы будем работать с числами оканчивающимися нулями. Такие числа называются круглыми. Например: 800, 350, 410, 690, 500, 100

Рассмотрим пример:

300 + 200

300 это 3 сотни,

200 это 2 сотни,

3 сот. + 2 сот. = 5 сот.

Значит 300 + 200 = 500

Это приём устного вычисления. Все шаги выполняются в уме. Записываем только ответ.

Точно так же работаем с вычитанием.

Возьмём числа с десятками

450 + 30

1 способ:

450 = 400 + 50

получаем

400 + 50 + 30

50 и 30 это 80

Значит 400 + 80 = 480

450 + 30

2 способ:

450 = 45 дес.

Получаем

45 дес + 3 дес. = 48 дес.

48 дес. = 480

Вычитание выполняется аналогично.

1 способ: представляем число в виде суммы разрядных слагаемых

2 способ: Представляем число в виде общего числа десятков

620 – 200

1 способ:

620 – 200 = (600 – 200) + 20 = 420

2 способ:

620 – 200 = 62 дес. – 20 дес. = 42 дес. = 420

Обрати внимание на первый способ.

1 способ:

620 – 200 = (600 – 200) + 20 = 420

Действие выполнили с сотнями, а десятки вернули на место.

Мы их не вычитали!

Ты можешь воспользоваться любым из этих приёмов. Но иногда придётся выбирать более удобный.

Например:

840 – 60

Из 40 невозможно вычесть 60. Поэтому воспользуемся 2 способом.

840 – 60 = 84 дес. – 6 дес. = 78 дес. = 780

Не забывайте про тренировку для ума!

Задания тренировочного модуля:

  1. Запишите примеры цифрами.

Урок 56. Приёмы устных вычислений

Правильные варианты ответов:

Урок 56. Приёмы устных вычислений

  1. Выберите примеры, которые решены неверно.

А) 890 — 50 = 84

Б) 370 + 40 = 410

В) 650 — 60 = 50

Г) 120 + 10 = 130

Д) 900 — 300 = 60

Правильный ответ:

А, В, Д

  1. Выберите верное рассуждение при решении примера 640 + 50

Варианты ответов:

  1. (6 сот. + 5 сот.) + 4 = 114
  2. 64 дес. + 5 дес. = 69 дес. = 690

Правильный вариант:

2. 64 дес. + 5 дес. = 69 дес. = 690