Урок 57. Значение и употребление глаголов в речи

Поделиться:
Конспект урока

КОНСПЕКТ УРОКА

Русский язык, 4 класс

Урок № 57. Значение и употребление глаголов в речи

Вопросы, рассматриваемые на уроке

На этом уроке

Вы повторите:

  • глагол как часть речи.

Вы научитесь:

  • находить в предложениях глаголы, называть, каким членом предложения является глагол;
  • определять лексическое значение глаголов;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Тезаурус

Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол обычно является сказуемым.

Изменяются глаголы по числам, в настоящем и будущем времени по лицам и числам, в прошедшем времени – по родам.

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Есть два типа спряжения. Глаголы I спряжения в личных окончаниях имеют гласную букву -е-: рисует, играет, собираем. Глаголы II спряжения в личных окончаниях имеют гласную букву -и-: строим, слышим, заплатит.

Литература

Основная:

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.

Дополнительная:

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Онлайн-тест «Глагол как часть речи»:

https://onlinetestpad.com/ru/test/12587-glagol-kak-chast-rechi

Ералаш: https://www.youtube.com/watch?v=0RpOOrb9r4g

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В древней Руси слово глагол означало человеческую речь вообще. Это говорит о том, что глаголы очень важны в речи. Конечно, при выражении своих мыслей нужны различные части речи, у каждой части речи своя работа. В тексте-описании, например, очень нужны имена прилагательные. Но когда Вам надо описать событие, показать действие или движение человека, животного или любого предмета, Вам особенно нужны глаголы.

Глаголу нравится читать,

Шуметь, бурлить, кипеть,

Играть, работать и мечтать,

Шить, жить, свистеть и петь!

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. В каждой строке подчеркните глаголы.

Падение, падает, распад, падающий.

Скрип, скрипка, скрипит, скрипичный.

Сладкий, сладость, подсластить, сладко.

Громкий, громко, громоздиться, громоздкий.

Марка, марочный, маркировать, маркировка.

Проверьте себя по эталону:

Падение, падает, распад, падающий;

Скрип, скрипка, скрипит, скрипичный;

Сладкий, сладость, подсластить, сладко;

Громкий, громко, громоздиться, громоздкий;

Марка, марочный, маркировать, маркировка.

  1. Заполните алгоритм «Какой частью речи является слово»

Какой частью речи является слово?

Урок 57. Значение и употребление глаголов в речи

Урок 57. Значение и употребление глаголов в речи

Что слово обозначает?

Урок 57. Значение и употребление глаголов в речи

На какой вопрос отвечает слово?

Как слово изменяется?

Урок 57. Значение и употребление глаголов в речи

По временам

По падежам

Изменяется по родам?

ДА

НЕТ

Это глагол

Это имя

Это имя прилагательное

Это имя существительное

Проверьте себя по эталону:

Какой частью речи является слово?

Урок 57. Значение и употребление глаголов в речи

Урок 57. Значение и употребление глаголов в речи

Что слово обозначает?

Урок 57. Значение и употребление глаголов в речи

На какой вопрос отвечает слово?

Как слово изменяется?

Урок 57. Значение и употребление глаголов в речи

По временам

По падежам

Это глагол

Это имя

Изменяется по родам?

ДА

НЕТ

Это имя прилагательное

Это имя существительное

  1. Пользуясь алгоритмом, определи, какой частью речи являются выделенные слова.

Зеленеют (______) все опушки,

Зеленеет (______) пруд…

Над зелёной (______) крышей дома

Спит зелёный (______) дуб.

С. Чёрный

Проверьте себя по эталону:

Зеленеют (гл.) все опушки,

Зеленеет (гл.) пруд…

Над зелёной (прил.) крышей дома

Спит зелёный (прил.) дуб.

С. Чёрный

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1. Тест.

1. Прочитайте стихотворение. Сколько в нём глаголов?

Всё лес и лес. А день темнеет;

Низы синеют, и трава

Седой росой в лугах белеет…

Проснулась серая сова.

На запад сосны вереницей

Идут, как рать сторожевых,

И солнце мутное Жар-Птицей

Горит в их дебрях вековых.

(И. Бунин)

В этом стихотворении …

А) 4 глагола;

Б) 5 глаголов;

В) 6 глаголов.

2. Отметьте строку с глаголами.

А) синеет, краснеет, белеет;

Б) бег, ходьба, стрельба;

В) старт, стартует, стартовый;

3. Отметьте предложение, в котором глагол верно употребляется в речи.

А) Аня кладёт на стол тетради и учебники и начинается учить уроки.

Б) Аня ложит на стол тетради и учебники и начинает учить уроки.

В) Аня кладёт на стол тетради и учебники и начинает учить уроки.

Проверьте себя по эталону:

1 В

2 А

3 В

Три правильных ответа – «Отличный результат!»

Два правильных ответа – «Хороший результат!»

Один правильный ответ – «Потренируйтесь ещё!»

  1. Измените по лицам и числам глаголы молчать, сделать.

число

лицо

местоимение

Ед.ч.

1-е

я

молчу, сделаю

2-е

ты

3-е

он, она, оно

Мн.ч.

1-е

мы

2-е

вы

3-е

они

Проверьте себя по эталону:

число

лицо

местоимение

Ед.ч.

1-е

я

молчу, сделаю

2-е

ты

молчишь, сделаешь

3-е

он, она, оно

молчит, сделает

Мн.ч.

1-е

мы

молчим, сделаем

2-е

вы

молчите, сделаете

3-е

они

молчат, сделают

  1. Запишите глаголы в форме 2-го лица единственного числа.

Болеть – ______________________, молчать – ______________________, покраснеть – ____________________, спросить – _________________________,

играть – ______________________, кормить – _____________________________,

кусать – ______________________, испортить – ___________________________.

Проверьте себя по эталону:

Болеть – болеешь, молчать – молчишь, покраснеть – покраснеешь, спросить – спросишь, играть – играешь, кормить – кормишь, кусать – кусаешь, испортить – испортишь.