Урок 57. Разные способы вычислений. Проверка вычислений

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 3 класс

Урок № 57. Разные способы вычислений.

Проверка вычислений

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Как выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000, используя различные приёмы устных вычислений?

Как выбирать удобный способ?

Как выполнять проверку вычислений?

Глоссарий по теме:

Круглым называется число, которое делится на 10, 100, 1000 и так далее, без остатка. 

Каждая цифра в записи многозначного числа занимает определённое место – позицию. Место (позицию) в записи числа, на котором стоит цифра, называют разрядом.

Единицы, десятки, сотни, тысячи и т. д. иначе ещё называют разрядными единицами:
единицы называют единицами 1-го разряда
десятки называют единицами 2-го разряда
сотни называют единицами 3-го разряда и т. д.

Сложение – арифметическое действие в математике, в результате которого два или более чисел объединяется в единое целое, оно обозначается знаком «+». Слагаемое, слагаемое, сумма – главные составляющие математического действия сложения.

Вычитание – арифметическое действие, обратное сложению и обозначается оно знаком «-». Уменьшаемое, вычитаемое, разность- главные составляющие математического действия вычитания.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Моро М.И. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. М. «Просвещение» — 2017. С. 68-69

Волкова С.И. математика. Проверочные работы. 3 кл. — М.: Просвещение, 2018.С. 72-73

Рудницкая В.Н. Математика. Дидактические материалы. Ч.1. 3 кл. – М. «Вентана- Граф», 2016, с. 9-12

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вам уже знакомы приёмы устных вычислений в пределах 1000.

Но наша цель не просто узнать о них, а уверенно ими пользоваться.

Часто ученики допускают ошибки при решении примеров.

Сегодня мы более подробно остановимся на таких случаях и разберемся, как их избежать

Урок 57. Разные способы вычислений. Проверка вычислений

Надеюсь, что после урока вы даже сможете посоревноваться с друзьями в устном счёте.

Вспомним приёмы устных вычислений, с которыми познакомились на прошлом уроке.

1 способ:

работаем с разрядными слагаемыми

2 способ:

работаем с общим количеством десятков.

Урок 57. Разные способы вычислений. Проверка вычислений

Чтобы быстро и правильно решать такие примеры надо уметь выбирать более удобный способ.

А как выбрать удобный способ?

Решите примеры:

Урок 57. Разные способы вычислений. Проверка вычислений

Выберем из этих примеров те, которые удобнее решать, работая с разрядными слагаемыми.

Урок 57. Разные способы вычислений. Проверка вычислений

Согласитесь, что эти примеры будет легко решить, представив одно из слагаемых в виде суммы разрядных слагаемых.

Например: 420 + 50, десятки сложим с десятками и прибавим сотни, а при решении примера 320 + 500 сложим сотни и прибавим десятки.

Что же не так с остальными примерами?

Внимательно посмотри на числа. При выполнении действий с десятками происходит переход через разряд. Это вызывает затруднения.

Именно поэтому здесь удобнее воспользоваться вторым способом – работать с общим количеством десятков.

Рассмотрим первый пример: 150 — 90

Пользуясь первым способом, нам пришлось бы из 50 вычитать 90, а это невозможно.

Приходит на помощь второй способ:

15 дес. — 9 дес. это 6 дес. или 60. Никаких проблем.

Тоже самое с остальными примерами.

Но есть ещё одна опасность при решении подобных примеров на вычитание.

Рассмотрим два примера:

560 — 300 и 600 — 240.

Обрати внимание, в первом примере десятки в уменьшаемом, а во втором — в вычитаемом.

560 — 300

600 — 240

На это очень важно обращать внимание!

Понаблюдаем за решением.

560 — 300 = (500 — 300) + 60 = 260

600 — 240 = (600 — 200) — 40 = 360

Заметили разницу?

В первом случае десятки прибавляем, а во втором вычитаем. Так как в первом случае вычитаем только сотни – 300, а во втором – сотни и десятки — 240

Если же ты сомневаешься в результате или просто хочешь убедиться в правильности, можно выполнить проверку.

Проверка выполняется обратным действием. Сложение проверяем вычитанием и наоборот.

560 — 300 = 260

Проверка: 260 + 300 = 560

600 — 240 = 360

Проверка: 360 + 240 = 600

Сегодня мы раскрыли вам секреты приёмов устного сложения и вычитания.

Пользуйтесь ими и удачи!

Урок 57. Разные способы вычислений. Проверка вычислений

Задания тренировочного модуля:

  1. Распределите карточки с примерами на две группы по более удобному способу решения.

Варианты ответов:

Урок 57. Разные способы вычислений. Проверка вычислений

Правильные ответы:

Урок 57. Разные способы вычислений. Проверка вычислений

  1. Поставьте в ячейке напротив «+», если согласны с решением, и «-», если не согласны.

Урок 57. Разные способы вычислений. Проверка вычислений

Правильный вариант:

Урок 57. Разные способы вычислений. Проверка вычислений

  1. Ученик решил примеры. Выберите отметку, которую он получил за работу.

420 + 500 = 920

830 — 200 = 630

240 + 60 = 300

650 + 50 = 700

560 — 100 = 340

Критерии оценивания:

без ошибок «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

3 и более ошибок – не справился

Правильные ответы

без ошибок «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

3 и более ошибок – не справился