Конспект урока
Математика
5 класс
Урок № 59
Вычитание дробей
Перечень рассматриваемых вопросов:
– вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;
– вычитание дробей с разными знаменателями;
– проверка вычитания сложением.
Тезаурус
Разность двух дробей – это дробь, которая в сумме с вычитаемым даёт уменьшаемое.
Разность двух дробей с общим знаменателем – это дробь с тем же знаменателем, числитель которой равен разности числителей уменьшаемого и вычитаемого.
Обязательная литература:
- Никольский С. М. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС. / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. – М.: Просвещение, 2017, стр. 272.
Дополнительная литература:
- Чулков П. В. Математика: тематические тесты. 5 кл. / П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина. – М.: Просвещение, 2009, стр.142.
- Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2014, стр. 95.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вспомним, что такое разность дробей. Разностью двух дробей называют дробь, которая в сумме с вычитаемым даёт уменьшаемое.
Будем пока рассматривать случаи, когда уменьшаемое больше вычитаемого.
Разность двух дробей с общим знаменателем есть дробь с тем же знаменателем, числитель которой равен разности числителей уменьшаемого и вычитаемого.
Какую часть корзинки осталось набрать?
Давайте подумаем, как построить ход решения и какими арифметическими действиями его сопроводить?
Так как Таня ходила за ягодами два раза, то найти, сколько всего ягод она набрала, нам поможет арифметическое действие – сложение:
Вопрос в задаче – какую часть корзинки осталось набрать?
Значит, нам нужно из объёма всей корзинки, вычесть ту часть, которую Таня уже набрала.
Сделаем проверку:
Сумма разности и вычитаемого действительно равна уменьшаемому.
Чтобы найти разность двух дробей с разными знаменателями, надо привести их к общему знаменателю, а затем применить правило вычитания дробей с общим знаменателем.
Например, найдём разность семи восьмых и трёх пятых. Знаменатели дробей взаимно простые числа, поэтому общий знаменатель равен их произведению, т. е. сорока.
Не забываем умножить дополнительные множители и на числители. В итоге получаем дробь одиннадцать сороковых.
Решим задачу. Две сестры помогли маме помыть посуду.
Младшая – ?
Найдём разность всей вымытой посуды и той части, которую вымыла старшая дочь.
Итак, чтобы найти разность двух дробей, нужно определить равные или разные у них знаменатели, а затем использовать то правило вычитания дробей, которое подходит в конкретном случае.
Вычитание обыкновенных дробей
Разбор решения заданий тренировочного модуля
№1. На ветке сидели воробьи. Когда четверть воробьёв улетела, их осталось 9. Сколько воробьёв было на ветке?
По рисунку видно, что в трёх равных оставшихся частях 9 воробьёв, значит в одной части:
- 9 : 3 = 3 – воробья в одной части.
Одна часть воробьёв улетела, значит, улетело 3.
Тогда:
- 3 + 9 = 12 – воробьёв было всего на ветке.
Или можно ответить на вопрос так: в одной части 3 воробья, а всего таких частей 4, значит:
- 3 ∙ 4 = 12 – воробьёв было всего на ветке.
Ответ: 12 воробьёв сидело на ветке.
№2. Выберите выражения, в которых в результате вычитания получается единица.
Решение: найдём результаты каждого выражения.
Мы видим, что только в двух выражениях в результате получилась единица. Это и есть верные ответы.