Урок 59. Число глаголов

Поделиться:
Конспект урока

КОНСПЕКТ УРОКА

Русский язык, 4 класс

Урок № 59. Число глаголов.

Вопросы, рассматриваемые на уроке

На этом уроке

Вы повторите:

  • вопросы, по которым можно определить число глагола.

Вы научитесь:

  • распознавать число глаголов по окончанию;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Тезаурус

Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол обычно является сказуемым.

Глагол в форме единственного числа обозначает действие одного предмета. Отвечает на вопросы что делаю? что сделаю? что буду делать? что делаешь? что сделаешь? что будешь делать? что делает? что сделает? что будет делать?

Глагол в форме множественного числа обозначает действие двух или нескольких предметов. Отвечает на вопросы что делаем? что сделаем? что будем делать? что делаете? что сделаете? что будете делать? что делают? что сделают? что будут делать?

Литература

Основная:

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.

Дополнительная:

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Онлайн-тест «Глагол»

https://onlinetestpad.com/ru/test/24490-test-po-russkomu-yazyku-4-klass-glagol

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Прочитайте стихотворения.

Жёлтый лист за листом

Опадает с ветвей;

С неба солнце кругом

Стало греть холодней.

По раздольным полям

Буйный ветер шумит,

Осень тёмная к нам

Чёрной птицей летит…

С. Д. Дрожжин

Улетают птицы за море,

Миновало время жать.

На холодном сером мраморе

Листья жёлтые лежат.

Д. Кедрин

Чем отличаются глаголы в первом стихотворении от глаголов во втором стихотворении?

Правильно! В первом стихотворении глаголы в форме единственного числа, во втором стихотворении в форме множественного числа.

Сравните: лист что делает? опадает

листья что делают? лежат

Глагол в форме единственного числа обозначает действие одного предмета. Отвечает на вопросы что делаю? что сделаю? что буду делать? что делаешь? что сделаешь? что будешь делать? что делает? что сделает? что будет делать?

Глагол в форме множественного числа обозначает действие двух или нескольких предметов. Отвечает на вопросы что делаем? что сделаем? что будем делать? что делаете? что сделаете? что будете делать? что делают? что сделают? что будут делать?

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Распредели глаголы в две группы.

Единственное число

Множественное число

Умеют, замечаешь, увидим, слышу, дышим, заботимся, стоите, вырезаю, построю, поручим.

Проверьте себя по эталону:

Единственное число

Множественное число

замечаешь

слышу

вырезаю

построю

умеют

увидим

дышим

заботимся

стоите

поручим

  1. Прочитайте фрагмент стихотворения А. Майкова «Осень». Подчеркните глаголы в единственном числе зелёным, во множественном – жёлтым.

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щёки горят;

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

Проверьте себя по эталону:

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щёки горят;

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

  1. Образуйте от глаголов единственного числа глаголы множественного числа того же лица. Запишите их.

Ходит – ________________, скучаю – ________________, живёшь – ________________, побеждает – ________________, лечит – ________________, жалею – ________________, люблю – ________________, горюешь – ________________, покупает – ________________, молчу – ________________.

Проверьте себя по эталону:

Ходит – ходим, скучаю – скучаем, живёшь – живёте, побеждает – побеждают, лечит – лечат, жалею – жалеем, люблю – любим, горюешь – горюете, покупает – покупают, молчу – молчим.

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1.Тест.

1. Отметьте предложение, в котором все глаголы в форме множественного числа.

А) Позднее всех осенью дуб сбрасывает свою листву, до конца октября дубы стоят ещё с зелёной листвой.

Б) Мы любим гулять в осеннем парке, когда шуршит листва под ногами.

В) Во дворце школьников работают две библиотеки, функционируют три спортивных зала, ребята занимаются в разных кружках и секциях.

2. Прочитайте стихотворение. Сколько в нём глаголов в единственном числе и сколько во множественном?

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города большого:

Пушки с пристани палят,

кораблю пристать велят.

А.С. Пушкин

В этом стихотворении …

А) 3 глагола в единственном числе и 2 глагола во множественном числе;

Б) 2 глагола в единственном числе и 2 глагола во множественном числе;

В) 2 глагола в единственном числе и 3 глагола во множественном числе.

3. На какие вопросы отвечают глаголы во множественном числе?

А) что делаю? что сделаю? что буду делать? что делаешь? что сделаешь? что будешь делать? что делает? что сделает? что будет делать?

Б) что делаем? что сделаем? что будем делать? что делаете? что сделаете? что будете делать? что делают? что сделают? что будут делать?

В) что делать? что сделать?

Проверьте себя по эталону:

1 В

2 А

3 Б

Три правильных ответа – «Отличный результат!»

Два правильных ответа – «Хороший результат!»

Один правильный ответ – «Потренируйтесь ещё!»

  1. Задайте вопросы к глаголам, определите число.

Вы знаете, почему деревья сбрасывают (______) листву? Если идёт (______) снег, то ветви деревьев склоняются (______) к земле под тяжестью снега. А некоторые ветки даже ломаются (______). Деревья без листьев стоят (______), не ломаются (______). Таким образом, сбрасывая листья осенью, деревья защищают (______) себя от механических повреждений под напором снега. Как мы знаем (______), лист усиленно испаряет (______) воду. На смену этой испарённой воде в него постоянно поступает (______) новая, которая засасывается (______) корнями из почвы. Вода испаряется (______), а в листе всё больше и больше накапливается (______) минеральных солей. Во время листопада дерево избавляется (______) от избытка минеральных солей, которые накапливаются (______) в листьях в течение всего лета.

Проверьте себя по эталону:

Вы знаете, почему деревья сбрасывают (мн.ч.) листву? Если идёт (ед.ч.) снег, то ветви деревьев склоняются (мн.ч.) к земле под тяжестью снега. А некоторые ветки даже ломаются (мн.ч.). Деревья без листьев стоят (мн.ч.), не ломаются (мн.ч.). Таким образом, сбрасывая листья осенью, деревья защищают (мн.ч.) себя от механических повреждений под напором снега. Как мы знаем (мн.ч.), лист усиленно испаряет (ед.ч.) воду. На смену этой испарённой воде в него постоянно поступает (ед.ч.) новая, которая засасывается (ед.ч.) корнями из почвы. Вода испаряется (ед.ч.), а в листе всё больше и больше накапливается (ед.ч.) минеральных солей. Во время листопада дерево избавляется (ед.ч.) от избытка минеральных солей, которые накапливаются (мн.ч.) в листьях в течение всего лета.

  1. Подпишите картинки.

Урок 59. Число глаголов

Урок 59. Число глаголов

Урок 59. Число глаголов

Урок 59. Число глаголов

Урок 59. Число глаголов

Урок 59. Число глаголов

Слова для справок: спит, спят, чистят, чистит, поёт, поют

Проверьте себя по эталону:

Урок 59. Число глаголов

Урок 59. Число глаголов

спит

чистят

Урок 59. Число глаголов

Урок 59. Число глаголов

спят

поют

Урок 59. Число глаголов

Урок 59. Число глаголов

чистит

поёт