Конспект
Тема: «Европейская реформация и контрреформа-ция».
Конспект объясняющего модуля (краткое изложение модуля):
- • Реформация. Религиозная революция
- • в XVI веке под влиянием идей гуманизма происходит раскол римско-католической церкви, появляются новые религиозные течения.
• Причины Реформации:
- • Обмирщение сознания людей под влиянием идей гуманистов.
• Нежелание католической церкви идти в ногу со временем (строгое соблюдение обрядов, культы святых мощей).
• Конфликт со светскими властями (постоянные споры о земельных владениях).
• Невежество и безнравственность служителей церкви, вызывающее недовольство народа.
• Родина Реформации. М. Лютер
- • Реформация зародилась в Германии.
• Первым бросил вызов католической церкви монах М. Лютер (1483–1546 гг), профессор богословия Виттенбергского университета.
• Противостояние началось в 1517 году. За свои учения Лютер был отлучен от церкви и вызван на императорский суд. На суде он не отказался от своих убеждений и был вынужден скрываться в Саксонии.
• Учения М. Лютера
- • Человек может спастись только верой
• Вера обретается через милость Бога и не зависит от заслуг человека
• Только Священное писание является авторитетом в делах веры
• Тезисы Лютера о Церкви:
- • Растолковывать верующим библию
• Священника должна выбирать община
• Отказ церкви от дорогих и длительных обрядов, и подчиниться светским властям
• Богослужение должно вестись только на родном зыке
• Народные восстания и крестьянская война
- • В центральной части и на юге Германии, начались народные волнения, переросшие в крестьянскую войну. С1524 по 1525 год, крестьяне боролись не только с церковной, но и светской властью. Их борьба закончилась поражением.
• Умеренная княжеская Реформация
- • Император Карл V подтвердил запрет лютеранства, князья в ответ выразили ему протест. Так появилось слово «протестант».
• Война протестантских князей против Императора и католической церкви продолжалась до 1555 г.
• В 1555 г. был заключен религиозный мир. По условиям договора князья могли сами определять веру, подданные же их – обязаны придерживаться веры правителя.
• Учения Ж. Кальвина
- • Жан Кальвин (1509–1564 гг.) – лидер Реформации, фактический правитель Женевы («женевский папа»), основатель кальвинизма.
• Учения Ж. Кальвина
- • Теория божественного предопределения: достичь спасения удостоены лишь немногие
• Бог дает человеку знак – успех в делах. Каждый человек обязан терпеливо трудиться
- • Проект нового церковного устройства
- • община верующих сама выбирала старейшинпресвитеров и проповедниковпасторов
• из церковного обихода удалили украшения, символы, церемонии
• светская власть стала исполнителем предписаний церкви
• Кальвин развил идеи Лютера и объединил сторонников Реформации для дальнейшей борьбы.
• Контрреформация. И. Лойола
- • Политика Рима, призванная остановить распространение протестантских учений, получила название «Контрреформация».
• Оружие против Реформации – орден иезуитов «Общество Иисуса», организованый испанский дворянин И. Лойола. Девиз ордена – «Всё во славу Бога».
• В 1542 г. в Риме был учрежден верховный инквизиторский трибунал.
• В 1563 г. Тридентский собор подтвердил вероучения католической церкви, направленные на укрепление церкви и инквизиции. Тем самым у католиков появилось право преследовать и убивать сторонников других реформационных учений.
Итоги:
Реформация оставила глубокий след в истории, она изменила духовный, политический и экономический характер европейского общества. Итогом Реформации стало появление национальных церквей, укрепление светской власти, создание условий для развития национальных государств.
Термины и понятия:
Реформация –движение за переустройство церкви.
Лютеранство – протестантское вероучение, возникшее на основе учений М. Лютера.
Протестант – сторонники Реформации церкви.
Кальвинизм – протестантское вероучение, возникшее на основе учений Ж. Кальвина.
Контрреформация – церковная политика, направленная на то, чтобы остановить распространение протестантизма.
Иезуит – католический монах, член ордена «Общества Иисуса», являющегося опорой папства и одной из самых реакционных воинствующих организаций католической церкви.
Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. / Под ред. Искендерова А. А.