Урок 6. Какими бывают предложения по цели высказывания?

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык, 4 класс.

Тема: Какими бывают предложения по цели высказывания?

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Цель нашего урока – изучить виды предложений по цели высказывания.

Задачи:

  1. Научиться различать значение предложений, различных по цели высказывания.
  2. Потренироваться соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.
  3. Выучить знаки препинания в конце предложения.

Результаты:

  • Изучим виды предложений по цели высказывания.
  • Потренируемся выделять предложения в тексте и использовать разные знаки препинания.

Тезаурус:

Предложения по цели высказывания:

  • Повествовательные – предложения, в которых о чём-либо сообщают, повествуют.
  • Вопросительные – предложения, в которых содержится вопрос.
  • Побудительные – предложения, которые побуждают к действию.

Список литературы

Основная литература

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.

Дополнительная литература

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Прочитайте стихотворение Агнии Барто «Ливень» Какие предложения вы видите? Выделите знаки препинания, которые автор использовала в своём тексте.

Хлещет ливень по кустам,
Бьет без промаху!
Всю малину исхлестал,
Всю черемуху!

Наклонил он ветки груш!
Нужен саду свежий душ,
Но зачем так сильно лить,
Набок яблоню валить?

Ливень! Ливень!
Льется, льется,
Поломал кусты ольхи.
Это мне потом придется
Исправлять его грехи:

Перестанет ливень лить —
Выйду землю порыхлить,
Лужи высохнут в саду —
Я порядок наведу.

Ливень! Ливень!
Вот так ливень!
Он все громче,
Говорливей!

По кустам струятся воды.
Хлещет, плещется вода.
Испугались садоводы —
Разбежались кто куда!

Мы говорим с разной интонацией в зависимости о цели: когда хотим задать вопрос – с вопросительной, когда хотим высказать мнение или что-нибудь сказать – с повествовательной, когда хотим обратить внимание человека или попросить что-нибудь сделать – с побудительной

Предложения по цели высказывания бывают:

  • Повествовательные – предложения, в которых о чём-либо сообщают, повествуют. В конце точка (.). Идёт сильный дождь.
  • Вопросительные – предложения, в которых содержится вопрос. В конце вопросительный знак (?). Когда приедет дедушка? Обратите внимание! Предложение может быть одновременно вопросительное и восклицательное.
  • Побудительные – предложения, которые побуждают к действию. В конце ставится восклицательный знак (!). Слушайте внимательно!

Быстро вспомнить виды предложений по цели высказывания вам поможет первый форзац учебника.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Знак препинания многоточие ставится в следующих случаях:

  • в начале, середине и конце текста для обозначения незаконченности высказывания, прерванности речи: Помогите мне собраться… А потом посидим напоследок вместе, как сиживали когда-то… Давно…
  • для обозначения пауз при описании быстро сменяющихся явлений, при неожиданности перехода от одной мысли к другой: Хлынули потоки дождя… запрыгал град… столпились тучи… Вдруг топот!.. Кровь её застыла. Вот ближе… скачут…
  • в цитатах для указания пропуска слов и предложений: Белинский писал: “…Онегин не был ни холоден, ни сух, ни чёрств… вообще он не был из числа обыкновенных, дюжинных людей”.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 1.

Как вы думаете, какой вид предложения по цели высказывания иллюстрирует картинка?

  1. Повествовательный
  2. Побудительный
  3. Вопросительный

Урок 6. Какими бывают предложения по цели высказывания?

Задание 2. Соедините предложения и их характеристику:

  1. Мы сегодня пойдем в кино?
  2. Посмотрите, какие корабли на затоне!
  3. Завтра будет дождь.

1 повествовательное

2 вопросительное

3 побудительное

Задание 3. Выделите цветом повествовательные предложения

Жили-были старик со старухой.
Вот и говорит старик старухе:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

Задание 4. Подчеркните побудительные предложения в отрывке.

Исхитрись-ка мне добыть

То-Чаво-Не-Может-Быть!

Запиши себе названье,

Чтобы в спешке не забыть!

А не выполнишь к утру —

В порошок тебя сотру,

Потому как твой характер

Мне давно не по нутру!

Так что неча губы дуть,

А давай скорее в путь!

Государственное дело —

Ты ухватываешь суть?

Почему в отрывке используются слова «чаво», «неча»? Как правильно пишутся эти слова?

Задание 5.Разгадайте кроссворд

1. Предложения делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные по … высказывания.

2. Предложение, с помощью которого мы можем что-то спросить

3. Предложение, которое описывает факты, события и действия.

4. Какое это предложение по цели высказывания: Встань и иди!

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Задание 6. Соедините вид предложения по цели высказывания и знак препинания.
  1. Повествовательное
  2. Побудительное
  3. Вопросительное
  1. ?
  2. !
  3. .

Задание 7. Помогите предложениям найти свои знаки препинания.

  1. Какой прекрасный день
  2. Когда начнётся урок
  3. У меня есть лучший друг
  1. ?
  2. .
  3. !

Задание 8. Спишите высказывание о языке Александра Ивановича Куприна:

Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. 

Вы согласны с этим высказыванием?

Задание 9. Выделите предложения в тексте. Правильно расставьте знаки препинания в конце предложений.

Как хорошо весной в лесу деревья надели зеленый наряд звонко поют птицы вот полянка сколько на ней красивых цветов а вы любите весеннюю природу

Задание 10. Составьте из слов и знаков препинания 3 предложения, разных по цели высказывания.

Слова:

Дома, молоко, купи, пожалуйста, моя, это, есть, молока, кружка

Знаки препинания: ,/?/!/.

Задание 11. Вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова:

Уб_гали тр_пинки кр_вые

по цв_тущим п_лям до реки.

Я любила цв_ты п_левые –

к_локольчики и в_сильки.

Щ_бетали счастливые птицы,

будто струны, гудели шм_ли,

а лужайки цв_тные, как ситцы,

сладко пахли и долго цв_ли.

Задания 12. Прочитайте отрывок и выпишите вопросительное предложение.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван Царевич.

Позвал однажды царь сыновей и говорит им:

-Дети мои милые! Вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!

— За кого же нам, батюшка, свататься?

— А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадёт, там и сватайтесь.

Задание 13*

Найдите ошибки в предложениях, перепишите без ошибок.

Я чястенько любуюсь сеневой утреннего неба. Сонце встоёт из-за бальшого халма и асвещяет дорошки и тропинки. Звонко паёт ручеек в оврашке, Ему вторят птичи галоса.

Задание 14* Составьте небольшой текст, используя три вида предложений.

Урок 6. Какими бывают предложения по цели высказывания?

КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Вариант 1

1. Какое предложение по цели высказывания содержит утверждение, факт

  1. Вопросительное
  2. Повествовательное
  3. Побудительное

2. Охарактеризуйте предложение по цели высказывания:

Что же там по лестнице катится?

1) повествовательное 
2) побудительное 
3) вопросительное

3. Выберете вопросительное предложение:

1) Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил.

2) А кого же на примете ты имеешь?

3) Полно, князь, душа моя, не печалься.

Вариант 2.

1. Какое предложение по цели высказывания содержит приказ, просьбу?

1.Повествовательное

2. Вопросительное

3. Побудительное

2. Охарактеризуйте предложение по цели высказывания:

Кот со спинки кресла вниз посматривает.

1) повествовательное 
2) побудительное 
3) вопросительное

3. Выберите повествовательное предложение:

1) Долго ль ездили? Куда?

2) Что ж,г олубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы.

3) А ткачиха с поварихой,

Сватьей бабой Бабарихой

обобрать его велят.

ОТВЕТЫ:

Задание 1.

2

Задание 2.

1-2, 2-3, 3-1

Задание 3.

Жили-были старик со старухой.
Вот и говорит старик старухе:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети. Не наскребешь ли муки на колобок?
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

Задание 4.

Исхитрись-ка мне добыть

То-Чаво-Не-Может-Быть!

Запиши себе названье,

Чтобы в спешке не забыть!

А не выполнишь к утру —

В порошок тебя сотру,

Потому как твой характер

Мне давно не по нутру!

Так что неча губы дуть,

А давай скорее в путь!

Государственное дело —

Ты ухватываешь суть?

Слова «чаво» и «неча» используются автором, чтобы передать произношение говорящего. Правильное написание этих слова: «чего» и «нечего»

Задание 5.

  1. Цель
  2. Вопросительное
  3. Повествовательное
  4. Побудительное

Задание 6.

1-3, 2-2, 3-1

Задание 7.

1-3, 2-1, 3-2

Задание 9.

Как хорошо весной в лесу! Деревья надели зеленый наряд. Звонко поют птицы. Вот полянка. Сколько на ней красивых цветов! А вы любите весеннюю природу?

Задание 10.

Дома есть молоко?

Купи молока, пожалуйста!

Это моя кружка.

Задание 11.

Убегали тропинки кривые

по цветущим полям до реки.

Я любила цветы полевые –

колокольчики и васильки.

Щебетали счастливые птицы,

будто струны, гудели шмели,

а лужайки цветные, как ситцы,

сладко пахли и долго цвели.

Задание 12.

За кого же нам, батюшка, свататься?

Задание 13.

Я частенько любуюсь синевой утреннего неба. Солнце встаёт из-за большого холма и освещает дорожки и тропинки. Звонко поёт ручеёк в овражке. Ему вторят птичьи голоса.

Контрольный модуль

В-1

1. 2

2. 3

3. 2

В-2

1. 3

2. 1

3. 3