Конспект урока
Математика, 3 класс
Урок №6. Чётные и нечётные числа. Таблица умножения и деления с числом 2
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- По какому правилу составлена таблица умножения с числом 2.
- Какие числа называются чётными, какие – нечётными.
Глоссарий по теме:
В основе таблицы умножения с числом 2 лежит то, что произведение увеличивается на 2.
Чётные числа – числа, которые делятся на 2.
Нечётные числа – числа, которые не делятся на 2.
Обязательная и дополнительная литература к уроку:
1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 20.
2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь 3 класс. Часть 1. М.; Просвещение, 2016. – с. 9-11.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Вспомним, что такое умножение?
Про это математическое действие есть стихотворение.
Это умное сложение.
Ведь умней – умножить раз.
Чем слагать всё целый час.
Умножения таблица
Всем нам в жизни пригодится
И недаром названа
УМНО жением она!
Умножение – сложение одинаковых чисел.
Попробуем:
— прибавлять по 2 пока не получится 20.
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 20
— убавлять по 2 от 18, пока не получится 2
18 — 2 — 2 — 2 — 2 — 2 — 2 — 2 — 2 = 2
— за 1 минуту решить примеры: 2 ∙ 7; 6 ∙ 9; 8 ∙ 8
За такое короткое время трудно решить эти примеры. Как быть?
Нам поможет таблица умножения, именно таблица умножения поможет быстро решить примеры.
Выучить всю таблицу умножения непросто. Учить её надо постепенно.
Начнём с числа 2.
Найдём значение следующего выражения:
2 ∙ 2
Число 2 нужно взять 2 раза: 2 + 2 = 4. Значить 2 ∙ 2 = 4
Рассмотрим другие примеры из таблицы умножения на 2.
2 ∙ 3 = 6
2 ∙ 4 = 8
2 ∙ 5 = 10
2 ∙ 6 = 12
2 ∙ 7 = 14
2 ∙ 8 = 16
2 ∙ 9 = 18
Первый множитель не меняется, второй множитель увеличивается на 1. Произведение увеличивается на 2, потому что число 2 в каждом следующем примере прибавляется на один раз больше.
Зная правило: «Если произведение разделить на один множитель, то получим другой множитель» – можем составить примеры на деление.
2 ∙ 2 = 4;
4 : 2 = 2;
2 ∙ 3 = 6;
6 : 2 = 3;
6 : 3 = 2;
2 ∙ 4 = 8;
8 : 2 = 4;
8 : 4 = 2;
2 ∙ 5 = 10;
10 : 2 = 5;
10 : 5 = 2;
2 ∙ 6 = 12;
12 : 2 = 6;
12 : 6 = 2;
2 ∙ 8 = 16;
16 : 2 = 8;
16 : 8 = 2;
2 ∙ 9 = 18;
18 : 2 = 9;
18 : 9 = 2.
Выпишем числа из второго столбика, которые разделили на 2:
4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18.
Числа, которые делятся на 2, называются чётными.
Числа, которые не делятся на 2, называются нечётными. Например, такие числа: 3, 5, 7, 9,11, 13, 15, 17, 19.
При делении на 2 мы получаем половину числа (вторую часть).
Рассмотрим четырёхугольник и посчитаем разными способами, на сколько квадратов он разделён.
3 + 3 = 6; 3 ∙ 2 = 6.
2 + 2 + 2 = 6; 2 ∙ 3 = 6.
Посмотрим на примеры второго столбика:
Множители поменяли местами, но значение произведения не изменилось.
Можно сделать вывод: от перестановки множителей произведение не изменяется.
Выполним тренировочные упражнения.
1. Выберите выражения к рисунку.
2 ∙ 5;
5 + 2;
5 + 5;
2 + 2 + 2 + 2 + 2;
10 : 2.
Правильный ответ:
2 ∙ 5;
10 : 2;
5 + 5;
2 + 2 + 2 + 2 + 2.
2. Вставьте в таблицу пропущенные числа.
Правильный ответ:
В таблицу нужно вставить числа:
Вывод: чтобы выполнить эти задания, необходимо знать таблицу умножения с числом 2.