Конспект урока
Математика,3 класс. Урок № 60.
Алгоритм письменного вычитания.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Как применять алгоритм письменного вычитания?
Как контролировать пошагово правильность применения алгоритма при письменных вычислениях?
Как использовать различные приёмы проверки правильности вычислений?
Глоссарий по теме:
Каждая цифра в записи многозначного числа занимает определённое место – позицию. Место (позицию) в записи числа, на котором стоит цифра, называют разрядом.
Единицы, десятки, сотни, тысячи и т. д. иначе ещё называют разрядными единицами:
- единицы называют единицами 1-го разряда;
- десятки называют единицами 2-го разряда;
- сотни называют единицами 3-го разряда и т. д.
Вычитание – арифметическое действие, обратное сложению и обозначается оно знаком «-». Уменьшаемое, вычитаемое, разность – главные составляющие математического действия вычитания.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. М. «Просвещение» — 2017. с. 72.
2. Волкова С. И. Тетрадь учебных достижений. 3 кл. — М.: Просвещение, 2018. с. 42-46.
3. Волкова С. И. Математика. Тесты. 3 кл. — М.: Просвещение, 2018. с. 54-59.
4. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 3 кл. — М.: Просвещение, 2018. с. 72-79.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Если с минусом дружить,
Надо вещи сторожить,
Ведь он все отнять мечтает
И без спросу вычитает!
Поиграть ему даешь,
А потом и не найдешь.
Он в песочнице играл,
Вычел Витин самосвал,
А в Алешиной квартире
Вычел из пяти четыре.
Только минусу без толка
Вычитать слона из волка
И не вычесть из стены
Пироги или блины.
С минуса согнали спесь –
Вычитай лишь то, что есть!
Сегодня вам предстоит подружиться с «минусом» и узнать его секреты в стране многозначных чисел.
Умело приумножайте свои знания, и никто не сможет их у вас отнять.
Вы закрепитесь на ступеньке «сложение и вычитание многозначных чисел», чтобы уверенно шагнуть на вершину.
При выполнении вычитания в столбик, как и сложения, главное – следовать строго по алгоритму!
Рассмотрим это на примере.
864 — 357
1. Сначала запишем одно число под другим так, чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками, а сотни под сотнями.
2. Вычитаем единицы.
Из 4 невозможно вычесть 7. Занимаем 1 десяток и ставим точку над шестёркой.
1 дес. + 4 ед. = 14
14 – 7 = 7
7 пишем под единицами
3. Вычитаем десятки.
Помним, что 1 десяток занимали. Десятков не 6, а 5.
Из 5 дес. вычесть 5 будет 0 дес.
0 пишем под десятками.
4. Вычитаем сотни:
Из 8 сотен вычитаем 3 сотни
5 пишем под сотнями.
Ответ: 507
Обратите внимание! Если при выполнении вычитания в разряде недостаточно единиц, чтобы выполнить вычитание, надо занять единицу следующего разряда и над ним поставить точку. Когда перейдём к этому разряду, в нём уже будет на 1 меньше.
Когда пример решён, не будьте слишком самоуверенные.
Не поленись и выполни проверку.
Вычитание проверяем сложением. Для этого к разности надо прибавить вычитаемое. Если в результате получится уменьшаемое, значит вычитание выполнено верно.
Если «нет» – ищите ошибку!
Проверим, правильность решения примера 864 – 357 = 507
Следуя правилу, надо к полученной разности – 507 прибавить вычитаемое – 357.
1. Сначала запишем одно число под другим так, чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками, а сотни под сотнями.
2. Складываем единицы: 7 + 7 = 14
14 = 1 дес. 4ед.
4 пишем под единицами, а 1 дес. запомними прибавим к десяткам.
3. Складываем все десятки: 0 + 5 + 1 = 6
6 пишем под десятками.
4. Складываем все сотни:
5 + 3 = 8
8 пишем под сотнями.
Ответ: 864
Получили уменьшаемое, значит, пример решен, верно.
Смело шагайте по лесенке и помните – дорогу осилит идущий.
Задания тренировочного модуля:
- Введите результат вычислений.
797 — 286 =
767 — 582 =
222 — 192 =
513 — 266 =
942 — 840 =
Правильные варианты ответов: 511, 185, 30, 247, 102.
- Выберите верный ответ задачи.
Для ремонта комнаты закупили обои и клей для них. За всю покупку заплатили 855 рублей. Клей стоил 123 рубля. На сколько рублей обои стоили дороже, чем клей?
Варианты ответов:
- 609
- 611
- 619
Правильные ответы:
1. 609
- Рассортируйте примеры по категориям «верно», «не верно».
Правильный вариант: