Урок 60. Алгоритм письменного вычитания

Поделиться:
Конспект урока

Математика,3 класс. Урок № 60.

Алгоритм письменного вычитания.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Как применять алгоритм письменного вычитания?

Как контролировать пошагово правильность применения алгоритма при письменных вычислениях?

Как использовать различные приёмы проверки правильности вычислений?

Глоссарий по теме:

Каждая цифра в записи многозначного числа занимает определённое место – позицию. Место (позицию) в записи числа, на котором стоит цифра, называют разрядом.

Единицы, десятки, сотни, тысячи и т. д. иначе ещё называют разрядными единицами:

  • единицы называют единицами 1-го разряда;
  • десятки называют единицами 2-го разряда;
  • сотни называют единицами 3-го разряда и т. д.

Вычитание – арифметическое действие, обратное сложению и обозначается оно знаком «-». Уменьшаемое, вычитаемое, разность – главные составляющие математического действия вычитания.

Урок 60. Алгоритм письменного вычитания

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Моро М. И. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. М. «Просвещение» — 2017. с. 72.

2. Волкова С. И. Тетрадь учебных достижений. 3 кл. — М.: Просвещение, 2018. с. 42-46.

3. Волкова С. И. Математика. Тесты. 3 кл. — М.: Просвещение, 2018. с. 54-59.

4. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 3 кл. — М.: Просвещение, 2018. с. 72-79.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Урок 60. Алгоритм письменного вычитания

Если с минусом дружить,
Надо вещи сторожить,
Ведь он все отнять мечтает
И без спросу вычитает!
Поиграть ему даешь,
А потом и не найдешь.
Он в песочнице играл,
Вычел Витин самосвал,
А в Алешиной квартире
Вычел из пяти четыре.
Только минусу без толка
Вычитать слона из волка
И не вычесть из стены
Пироги или блины.
С минуса согнали спесь –
Вычитай лишь то, что есть!

Сегодня вам предстоит подружиться с «минусом» и узнать его секреты в стране многозначных чисел.

Умело приумножайте свои знания, и никто не сможет их у вас отнять.

Вы закрепитесь на ступеньке «сложение и вычитание многозначных чисел», чтобы уверенно шагнуть на вершину.

Урок 60. Алгоритм письменного вычитания

При выполнении вычитания в столбик, как и сложения, главное – следовать строго по алгоритму!

Урок 60. Алгоритм письменного вычитания

Рассмотрим это на примере.

864 — 357

1. Сначала запишем одно число под другим так, чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками, а сотни под сотнями.

Урок 60. Алгоритм письменного вычитания

2. Вычитаем единицы.

Из 4 невозможно вычесть 7. Занимаем 1 десяток и ставим точку над шестёркой.

1 дес. + 4 ед. = 14

14 – 7 = 7

7 пишем под единицами

Урок 60. Алгоритм письменного вычитания

3. Вычитаем десятки.

Помним, что 1 десяток занимали. Десятков не 6, а 5.

Из 5 дес. вычесть 5 будет 0 дес.

0 пишем под десятками.

Урок 60. Алгоритм письменного вычитания

4. Вычитаем сотни:

Из 8 сотен вычитаем 3 сотни

5 пишем под сотнями.

Урок 60. Алгоритм письменного вычитания

Ответ: 507

Обратите внимание! Если при выполнении вычитания в разряде недостаточно единиц, чтобы выполнить вычитание, надо занять единицу следующего разряда и над ним поставить точку. Когда перейдём к этому разряду, в нём уже будет на 1 меньше.

Урок 60. Алгоритм письменного вычитания

Когда пример решён, не будьте слишком самоуверенные.

Не поленись и выполни проверку.

Вычитание проверяем сложением. Для этого к разности надо прибавить вычитаемое. Если в результате получится уменьшаемое, значит вычитание выполнено верно.

Если «нет» – ищите ошибку!

Урок 60. Алгоритм письменного вычитания

Проверим, правильность решения примера 864 – 357 = 507

Следуя правилу, надо к полученной разности – 507 прибавить вычитаемое – 357.

1. Сначала запишем одно число под другим так, чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками, а сотни под сотнями.

Урок 60. Алгоритм письменного вычитания

2. Складываем единицы: 7 + 7 = 14

 14 = 1 дес. 4ед.

4 пишем под единицами, а 1 дес. запомними прибавим к десяткам.

Урок 60. Алгоритм письменного вычитания

3. Складываем все десятки: 0 + 5 + 1 = 6

6 пишем под десятками.

Урок 60. Алгоритм письменного вычитания

4. Складываем все сотни: 

5 + 3 = 8

8 пишем под сотнями.

Урок 60. Алгоритм письменного вычитания

Ответ: 864

Получили уменьшаемое, значит, пример решен, верно.

Смело шагайте по лесенке и помните – дорогу осилит идущий.

Задания тренировочного модуля:

  1. Введите результат вычислений.

797 — 286 =

767 — 582 =

222 — 192 =

513 — 266 =

942 — 840 =

Правильные варианты ответов: 511, 185, 30, 247, 102.

  1. Выберите верный ответ задачи.

Для ремонта комнаты закупили обои и клей для них. За всю покупку заплатили 855 рублей. Клей стоил 123 рубля. На сколько рублей обои стоили дороже, чем клей?

Варианты ответов:

  1. 609
  2. 611
  3. 619

Правильные ответы:

1. 609

  1. Рассортируйте примеры по категориям «верно», «не верно».

Урок 60. Алгоритм письменного вычитания

Правильный вариант:

Урок 60. Алгоритм письменного вычитания