Конспект урока
Математика, 3 класс. Урок №62
Приёмы устных вычислений
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Как выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000, используя различные приёмы устных вычислений?
Как выбирать удобный способ устных вычислений?
Глоссарий по теме:
Круглым называется число, которое делится на 10, 100, 1000 и так далее, без остатка.
Каждая цифра в записи многозначного числа занимает определённое место – позицию. Место (позицию) в записи числа, на котором стоит цифра, называют разрядом.
Единицы, десятки, сотни, тысячи и т. д. иначе ещё называют разрядными единицами:
- единицы называют единицами 1-го разряда;
- десятки называют единицами 2-го разряда;
- сотни называют единицами 3-го разряда и т. д.
Умножение целых чисел есть такое действие, в котором нужно взять одно число слагаемым столько раз, сколько в другом содержится единиц, и найти сумму этих слагаемых.
Умножение есть сложение равных слагаемых.
Произведение — это результат умножения.
Деление есть операция, обратная умножению.
Деление есть такое действие, в котором по двум данным числам определяют, сколько раз одно число содержится в другом.
Частное показывает, сколько раз делитель содержится в делимом.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. М. «Просвещение» — 2017. С. 82-83.
2. Волкова С. И. Математика. Тесты.3 кл. — М.: Просвещение, 2018. С. 60-67.
3. Рудницкая В. Н. Математика. Дидактические материалы. Ч.1. 3 кл. – М. «Вентана- Граф», 2016, с. 13-18.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вам уже хорошо знаком этот маршрут к вершине горы.
Осталось сделать последний переход. Альпинисты хорошо знают, что чем выше – тем сложнее.
Но чем сложнее, тем интереснее.
Сегодня вам придётся вспомнить очень многое из того что изучали ранее.
И вновь устроить гимнастику для ума. Вы узнаете новые приёмы устных вычислений.
Поймете, что не зря учили таблицу умножения и деления. Без этих знаний сегодня не обойтись.
Вам ещё не приходилось решать подобные примеры?
Не переживайте, сегодня вы научитесь их щёлкать, как орешки.
Помните, с чего начинали осваивать сложение и вычитание трёхзначных чисел?
С представления числа в виде суммы разрядных слагаемых или представления этого числа в виде общего числа сотен и десятков.
Это же будем делать при умножении и делении трёхзначных чисел, оканчивающихся нулями.
Рассуждайте так:
480 : 3 = 160 потому, что 48 дес. : 3 = 16 дес.
840 : 2 = 420 потому, что 84 дес.: 2 = 42 дес.
230 ∙ 4 = 920 потом, что 23 дес. ∙ 4 = 92 дес.
480 ∙ 2 = 960 потому, что 48 дес. ∙ 2 = 96 дес.
При использовании этого приёма трёхзначное число представляем в виде общего числа десятков.
Попробуй самостоятельно решить остальные примеры.
Разрядные слагаемые тоже могут прийти на помощь.
Но здесь надо представить трёхзначное число не просто в виде разрядных слагаемых, а в виде удобных слагаемых.
Рассуждайте так:
240 ∙ 3 = (200 + 40) ∙ 3 =
200 ∙ 3 + 40 ∙ 3 = 600 + 120 = 720
303 ∙ 2 = (300 + 3) ∙ 2 = 300 ∙ 2 + 3 ∙ 2 = 600 + 6 = 606
960 : 3 = (900 + 60) : 3 = 900 : 3 + 60 : 3 = 300 + 20 = 320
560 : 4 = (400 + 160) : 4 = 400 : 4 + 160 : 4 = 100 + 40 = 140
Итак, мы рассмотрели 3 приёма:
- Представление трёхзначного числа в виде общего количества десятков.
- Представление трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
- Представление трёхзначного числа в виде удобных слагаемых.
Сегодня надо научиться выбирать удобный способ решения.
Рассмотрим выбор удобного способа на оставшихся примерах.
120 ∙ 4 =
170 ∙ 5 =
840 : 7 =
920 : 4 =
120 ∙ 4 =
12 можно без труда умножить на 4, поэтому 12 дес. ∙ 4 = 48 дес. это 480
170 ∙ 5
Здесь проще будет 100 ∙ 5 и 70 ∙ 5
100 ∙ 5 = 500, 70 ∙ 5 = 350
500 + 350 = 850
840 : 7
Понятно, что ни 84, ни 800 на 7 не делятся, поэтому работаем с удобными слагаемыми
840 это 700 и 140.
Оба эти числа легко делятся на 7.
920 : 4
И снова представим 920 в виде суммы удобных слагаемых 800 и 120. Оба числа легко делятся на 4
При выполнении приёмов устных вычислений выбирайте удобный способ решения и у вас всё получится.
Задания тренировочного модуля.
- Впишите пропущенные числа.
450 : 3 = ….. дес. : 3= …. дес. = ….
220 ∙ 3 = …..дес. ∙ 3= …дес.= ….
Правильные варианты ответов:
450 : 3 = 45 дес. : 3= 15 дес. =150
220 ∙ 3 = 22 дес. ∙ 3= 66 дес.= 660
2. Выберите примеры, которые решены неверно.
А) 840 : 6 = 140
Б) 210 ∙ 4 = 840
В) 660 : 3 = 330
Г) 120 ∙ 5 = 700
Д) 750 : 3 = 250
Правильный ответ:
В) 660 : 3 = 330
Г) 120 ∙ 5 = 700
3. Заполните пустые ячейки в таблице.
Правильный вариант: