Конспект урока
Математика, 3 класс
Урок № 65. Алгоритм письменного умножения на однозначное число.
Закрепление изученного
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Как применять алгоритм письменного умножения на однозначное число в пределах 1000?
Зачем контролировать пошагово правильность применения алгоритма при письменных вычислениях?
Глоссарий по теме:
Каждая цифра в записи многозначного числа занимает определённое место – позицию. Место (позицию) в записи числа, на котором стоит цифра, называют разрядом.
Единицы, десятки, сотни, тысячи и т. д. иначе ещё называют разрядными единицами:
— единицы называют единицами 1-го разряда;
— десятки называют единицами 2-го разряда;
— сотни называют единицами 3-го разряда и т. д.
Умножение – это арифметическое действие, в котором первое число повторяется в качестве слагаемого столько раз, сколько показывает второе число.
Число, которое повторяется как слагаемое, называется множимым (оно умножается), число, которое показывает сколько раз повторить слагаемое, называется множителем. Число, полученное в результате умножения, называется произведением
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. М. «Просвещение» — 2017. С. 89-91.
2. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 3 кл. — М.: Просвещение, 2018. С. 82-83.
3. Рудницкая В. Н. Математика. Дидактические материалы.Ч.1 3 кл. – М. «Вентана- Граф», 2016, с. 14-15.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Так устроена человеческая память, что с первого раза запомнить информацию бывает сложно. Чтобы не забыть что-то, мы делаем записи или заучиваем путем многократного повторения. Но не всегда выучить — означает зазубрить. Повторять и учить урок нужно осмысленно, вдумчиво. Тогда и будет толк.
Повторять да учить – ум точить, гласит народная мудрость. Этому и будет посвящён сегодняшний урок.
Вас не пугают подобные задания?
Если остались какие-то сомнения, есть шанс их преодолеть. Вперёд!
Начнём урок с повторения алгоритма письменного умножения многозначного числа на однозначное.
Рассмотрим применение алгоритма на примере — 824 ∙ 8
Пишу однозначный множитель под разрядом единиц.
Умножаю единицы 4 ∙ 8 = 32. Записываю 2 единицы под единицами, а 3 десятка запоминаю.
Умножаю десятки 2 ∙ 8 = 16 и прибавляю десятки, которые запоминали 16 + 3 = 19. Записываю 9 под десятками, а 1 сотню запоминаю.
Умножаю сотни 8 ∙ 8 = 64 и прибавляю сотни, которые запоминали 64 + 1 = 65. Записываю 5 сотен под сотнями, а 6 тысяч запоминаю.
Записываю 6 тысяч в разряд тысяч.
Ответ: 6592.
Если вы усвоили алгоритм умножения трёхзначного числа на однозначное, то ты без проблем сможете выполнить умножение любого многозначного числа на однозначное.
Пользуясь алгоритмом, проверьте правильность выполнения умножения.
Остановимся на ошибках, допущенных в вычислениях.
В первом случае ошибка допущена при работе с разрядом единиц тысяч 5 ∙ 4 = 20. Значит, под единицами тысяч пишем 0, а 2 –десятки тысяч.
Во втором случае при работе с сотнями надо было 5 ∙ 0 = 0 и прибавить 1 сотню, которую запоминали 0 + 1 = 1. Здесь скорее всего не знали правило умножения на 0.
Перейдём к четвёртому примеру. Здесь допущена самая распространённая ошибка – забыли прибавить 3 десятка, которые запоминали при умножении единиц.
Только третий вариант решения выполнен верно.
Любой человек, сам того не осознавая, большинство своих поступков выполняет по алгоритму.
Нарушение алгоритма не позволит прийти к желаемому результату. Так и в математике – не отступайте от алгоритма, и результат вас порадует.
Задания тренировочного модуля:
- Введите результат вычислений.
Правильные варианты ответов: 1035, 1136, 2952.
2. Заполните пустые клетки таблицы
Правильный вариант:
3. Выделите цветом ячейки, в которых нарушена закономерность, которой связаны числа первой строки с числами второй строки таблицы.
Правильный вариант: