Урок 65. Урок обобщения знаний по теме существительные

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык. 2 класс

Урок 65. Урок обобщения знаний по теме существительные

Цель:

  • обобщить знания по теме «Имя существительное».

Задачи:

  • различать существительные среди других частей речи;
  • классифицировать имена существительные;
  • определять число имён существительных.

На уроке

мы узнаем:

  • о способах определения имени существительного среди остальных частей речи;

мы научимся:

  • находить имена существительные, классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, собственные и нарицательные;

мы сможем:

  • определять число имён существительных.

Тезаурус

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.

Собственные имена существительные – это имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, рек, морей, улиц.

Все остальные (несобственные) имена существительные – это нарицательные имена существительные.

Одушевлённые имена существительные – имена существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос кто?

Неодушевлённые имена существительные – имена существительные, которые обозначают неживые предметы, растения, явления окружающего мира и отвечают на вопрос что? Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет.

Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 67.
  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 23–33.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения

По наблюдению учёных имена существительные появились речи человека в числе самых первых слов.

Имена существительные употребляются чаще, чем другие части речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это имя существительное.

Почему имя существительное так называется? Некоторые учёные считают, что слово «существительное» произошло от старославянского слова «сущий», то есть «существующий», «тот, который есть». Таким образом, слова, относящиеся к данной части речи, называют предметы, явления и лица, которые «реально существуют».

Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. В предложении имя существительное может быть главным и второстепенным членом.

Имена существительные могут быть собственными и нарицательными.

Собственные имена существительные называют предметы, которые неповторимы, единичны: это названия стран (Россия, Франция), городов (Москва, Лондон), морей (Чёрное, Балтийское), рек (Нева, Волга), океанов (Тихий, Индийский), улиц (Тенистая, Садовая), имена, фамилии, отчества людей (Александр Сергеевич Пушкин), клички животных (Барсик, Шарик).

Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными: собака, котёнок, брат, дедушка, конь, город, озеро.

Имена существительные, которые обозначают людей и животных и отвечают на вопрос кто?, называются одушевлёнными.

Кто? – девочка, бабочка, крокодил

Имена существительные, которые обозначают неживые предметы, растения, явления окружающего мира и отвечают на вопрос что?, называются неодушевлёнными. Что? – пень, вьюга, кастрюля

Имена существительные изменяются по числам.

Имена существительные в единственном числе называют один предмет – машина, роза.

Имена существительные во множественном числе называют два или несколько предметов – машины, розы.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Электронная пропись

Составьте из слов предложение. Запишите его. Над именами существительными надпишите число.

Лисьи, ведут, в, чащу, лесную, следы

Подсказка: Вспомните определение имени существительного.

Правильный ответ:

мн.ч. ед. ч.

Лисьи следы ведут в лесную чащу.

Задание. Лишнее слово.

Найдите «лишнее» слово в каждой строчке, зачеркните его.

  • Зима, юноша, песни, урок
  • Снежки, ребята, коньки, ключ
  • Метро, окно, стекло, зеркало
  • Санки, сапоги, щипцы, ножницы

Подсказка: Обратите внимание на число имени существительного.

Правильный ответ:

  • Зима, юноша, песни, урок
  • Снежки, ребята, коньки, ключ
  • Метро, окно, стекло, зеркало
  • Санки, сапоги, щипцы, ножницы