Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 66. Слова-действия
Цель:
- познакомиться с глаголом.
Задачи:
- выяснить значение глаголов;
- научиться задавать к глаголам вопросы;
- научиться определять роль глагола в предложении.
На уроке
мы узнаем:
- что такое глагол;
мы научимся:
- задавать вопросы к глаголам;
- находить сказуемые;
мы сможем:
- познакомиться с глаголами в прямом и переносном значении.
Тезаурус
Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы что делает? что делают? делал? что сделал? что сделает? что сделают? и др.
Основное лексическое значение слова называется прямым. Оно точно указывает на предмет, действие или признак.
Иногда значение одного слова переносится на другой предмет, действие или признак на основании сходства. У слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 74.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Прочитайте стихотворение. Оно поможет вам определить тему урока.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам ГЛАГОЛ.
Сегодня мы поговорим о новой части речи — глаголе.
Послушайте историю.
Давным-давно в стране, под названием Части Речи, жили-были только имена существительные. Что? Дерево. Кто? Щенок. Что? Солнце. Жили существительные очень скучно, потому что ничего не делали.
И вот однажды в Страну пришли жить глаголы. Они не могли смотреть на то, что все бездействуют, потому что сами были большие непоседы.
Глаголы постоянно что-то делали. Глаголы были очень разговорчивы. Стоило спросить: что делать предмету, что сделать с предметом, что будут делать предметы? – глаголы тут как тут.
И в один момент в Стране всё изменилось! Дерево стало зеленеть, цвести, плодоносить. Солнце – греть, светить, радовать, лаять, играть. Что же произошло? Да просто глаголы научили всех действовать!
А как же отличить глагол от других частей речи. Например, от имени существительного.
На какие вопросы отвечают слова ворона и воробей? Слова ворона и воробей отвечают на вопрос кто? Эти слова обозначают предметы. Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными.
Как подаёт голос воробей? Воробей чирикает. Как подаёт голос ворона? Ворона каркает. Слова каркает и чирикает отвечают на вопрос что делает? Слова, отвечающие на вопросы что делает?, обозначают действие предмета и называются глаголами.
По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного!
В предложении глаголы чаще всего являются главным членом предложения – сказуемым и подчёркиваются двумя чертами.
Глаголы изменяются по числам.
Сделаем выводы о том, что такое глагол:
- Глагол — это часть речи.
- Обозначает действие предмета.
- Отвечает на вопросы что делать? что сделать?
- Изменяется по числам.
- В предложении является сказуемым.
У слова может быть несколько лексических значений. Глаголы могут иметь прямое и переносное значения. Прямое значение прямо указывает на действие (плакала девочка). Переносное значение – это новое лексическое значение слова, когда прямое значение переносится на другой предмет, если действия сходны по выполняемому действию (плакала берёза.).
Попробуйте определить значение глагола в следующем стихотворении:
В русском языке нашёл
Я такое слово: шёл.
Шёл и дождик,
Шёл и снег,
Шёл и просто человек.
Утром шёл десятый час.
Шёл мультфильм,
Он шёл для нас.
В каком предложении глагол «шёл» употребляется в значении «двигаться, переступая ногами»? В предложении: Шёл и просто человек.
Это прямое значение глагола.
А что вы скажите о дождике, снеге, часе, мультфильме? В этих предложениях глагол употреблён в переносном значении.
Употребление глагола в переносном значении – это средство художественной изобразительности, которое называется олицетворением.
Олицетворение – перенесение признаков и свойств живого существа на неодушевлённые предметы.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Правильный выбор.
Выделите цветом глаголы, которые отвечают на вопрос что делал?
Поёт; сияло; думал; подошёл; писал; говорит; знала; хотел; играть; радуется; учил.
Подсказка: должно быть четыре глагола.
Правильный ответ:
Поёт; сияло; думал; подошёл; писал; говорит; знала; хотел; играть; радуется; учил.
Задание. Порядок событий.
Расположите слова каждой строки в последовательности, отражающей порядок событий.
А) читает, закрывает, открывает
Б) просыпается, засыпает, бодрствует
В) пропалывает, сажает, собирает
Правильный ответ:
А) открывает, читает, закрывает
Б) просыпается, бодрствует, засыпает
В) сажает, пропалывает, собирает