Конспект урока
Математика, 3 класс
Урок №68. Итоговый урок за курс математики в 3 классе
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Что изучили в 3 классе?
Каких результатов достигли за год?
Глоссарий по теме:
Равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой, называется уравнением. Решить уравнение, значит найти его корень – то число, при подстановке которого равенство будет верным.
Умножение – это арифметическое действие, в котором первое число повторяется в качестве слагаемого столько раз, сколько показывает второе число.
Число, которое повторяется как слагаемое, называется множимым (оно умножается), число, которое показывает сколько раз повторить слагаемое, называется множителем. Число, полученное в результате умножения, называется произведением.
Деление — это такая операция, в результате которой получается число (частное), которое приумножении на делитель даёт делимое
Выражения часто содержат скобки, указывающие порядок выполнения действий. В этом случае правило, задающее порядок выполнения действий в выражениях со скобками, формулируется так: сначала выполняются действия в скобках, при этом также по порядку слева направо выполняется умножение и деление, затем – сложение и вычитание.
Площадь – это числовая характеристика фигуры. Площадь измеряется квадратными единицами длины: см2, м2, дм2 и др. (сантиметр в квадрате, метр в квадрате, дециметр в квадрате и т.д.)
В вычислениях обозначается латинской буквой S.
S = a ∙ b
Разряд — это место (позиция), на котором в записи числа стоит цифра.
В записи числа разряды, начиная справа, группируются в классы по три разряда в каждом.
Класс единиц или первый класс — это класс, который образуют первые три разряда (справа от конца числа): разряд единиц, разряд десятков и разряд сотен.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. М. «Просвещение» — 2017. С. 99-109.
2. Волкова С. И. Тесты 3 кл. — М.: Просвещение, 2018. С. 68-77.
3. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 3 кл. — М.: Просвещение, 2018. С. 88-91.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Пришло время подвести итоги.
Надеюсь, за этот год вы многое узнали и многому научились.
Сегодня вам предстоит вспомнить всё, чему вы учились, и проявить свои знания и умения.
Перед вами список основных знаний и умений, которыми вы должны были овладеть в третьем классе.
Пройдитесь по списку и попробуйте оценить себя, по каждому из них, используя фразы:
-Справляюсь
-Справляюсь, но требуется помощь
-Испытываю затруднение
Планируемые результаты.
- образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1000;
- сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых, заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
- читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины; переводить одни единицы площади в другие;
- читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
- выполнять табличное умножение и деление чисел;
- выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида a : a, 0 : a; выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком;
- выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
- выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1000;
- вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без скобок).
- анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
- составлять план решения задачи в 2–3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
- преобразовывать задачу вновую, изменяя её условие или вопрос;
- составлять задачу по краткой записи, по схеме, по её решению;
- решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость;
расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.;
- задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
- обозначать геометрические фигуры буквами;
- различать круг и окружность;
- чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
- различать треугольники по соотношению длин сторон;
- по видам углов.
Если по каким-то темам испытываете затруднения, или не справляетесь самостоятельно, вернитесь к этим темам и проработайте ещё раз.
Если же считаете, что с любым заданием можете справиться, значит вперёд к последним испытаниям в этом учебном году.
Сегодня мы не будем изучать ничего нового, а займёмся повторением основных вопросов программы третьего класса.
Решение уравнений.
Чтобы решать уравнения надо хорошо знать взаимосвязь между компонентами действий.
Например: чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.
Умножение и деление.
Очень много уроков в 3 классе было посвящено изучению этой темы
К концу 3 класса стало понятно, что без знания таблицы умножения и деления невозможно научиться выполнять арифметические действия с многозначными числами. А без знания конкретного смысла этих действий не решить новые виды задач и уравнений.
Задачи
В этом году вы научились решать новые виды задач, оформлять краткую запись в виде таблицы и решать задачи разными способами.
Порядок действий.
Знание порядка действий важно при решении выражений в несколько действий, и при решении составных уравнений.
Площадь. Единицы измерения площади.
При решении задач на нахождение площади, главное, не перепутать площадь с периметром. Периметр это сумма длин сторон, а площадь – это величина, которая показывает, сколько места занимает фигура на плоскости.
Особые случаи умножения и деления.
Случаи умножения и деления на 0 и на 1 надо знать наизусть.
Доля числа.
Доля – каждая из равных частей целого. В четвёртом классе тебе предстоит изучать дроби.
Единицы измерения времени и массы.
В третьем классе изучали единицы времени и массы, учились переводить более крупные единицы измерения в более мелкие и наоборот, решали задачи с этими единицами измерения.
Приёмы устных вычислений.
Все устные приёмы вычислений основаны на применении математических законов: переместительный, сочетательный, и распределительный
Разряды и разрядные слагаемые.
На знании разрядов и умении представить число в виде суммы разрядных слагаемых основаны все вычислительные операции с многозначными числами.
Приёмы письменных вычислений.
Все письменные вычисления с многозначными числами выполняются строго по алгоритму.
Для каждого математического действия существует свой алгоритм.
Конечно, мы не можем в один урок уместить материал целого года, но основные темы мы повторили.
Удачи в выполнении заданий к уроку.
До встречи в 4 классе!
Задания тренировочного модуля:
- Расставьте порядок действий и найдите значение выражения
Правильные варианты ответов:
- Заполните таблицу по условию задачи.
Купили 3 шоколадки и 4 пирожных по одинаковой цене. За шоколадки заплатили 27 р. Сколько стоят пирожные?
Цена | Количество | стоимость |
Правильный вариант:
Цена | Количество | стоимость |
Ш. одинаковая | 3 шт. | 27 руб. |
П. одинаковая | 4 шт. | ? |
- Выделите одним цветом ячейки с величинами, между которыми можно поставить знак равенства.
1 год | 3 кг | 8 дм | 500 к. | 360 с |
5 р. | 6 мин | 1 дм2 | 3 ч | 300 мм |
3 м | 30 см | ½ кг | 12 мес. | 100 мм2 |
3 сут. | 100 см2 | 72 ч | 3000 г | 80 см |
500 г | 1 см2 | 5 м | 300 см | 360 мин |
Правильный вариант: