Урок 69. Задачи на совместную работу

Поделиться:
Конспект урока

Математика

5 класс

Урок № 69

Задачи на совместную работу

Перечень рассматриваемых вопросов:

— введение понятий производительность, общая производительность, время работы;

— алгоритм решения задач на совместную работу арифметическим способом;

— отработка применения алгоритма при решении задач.

Тезаурус

Производительность (Р) – объём работы, выполняемый за единицу времени.

Время работы (Т) – время выполнения всей работы.

Общая производительность – объём работы, выполняемый совместно всеми работниками за единицу времени.

Обязательная литература

Никольский С. М. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. – М.: Просвещение, 2017. – 272 с.

Дополнительная литература

  1. Чулков П. В. Математика: тематические тесты. 5-6 классы. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина. – М.: Просвещение, 2009. – 142 с.
  2. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 классы. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2014. – 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На предыдущих уроках мы научились выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями. Сегодня мы рассмотрим, как с помощью обыкновенных дробей решать задачи на совместное выполнение некоторой работы.

Под совместной работой можно понимать абсолютно любое действие: и одновременный поток воды из двух труб при наполнении бассейна, и изготовление деталей двумя рабочими, и вспашку поля несколькими тракторами, и набор текста на компьютере.

Всю работу мы будем принимать за единицу. А объём выполненной работы выражать как часть этой единицы.

Если какая-то работа выполняется за шесть часов, то за час выполняется одна шестая часть этой работы.

Урок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работу

Объём работы, выполненный за единицу времени, называется производительностью. Она обозначается как Р.

Рассмотрим задачу.

Первый столяр может выполнить заказ за 36 часов, а второй – за 18 часов. За сколько часов этот заказ выполнят оба столяра, работая вместе?

Вся работа – 1

1-й столяр – 36 ч

2-й столяр – 18 ч

1-й и 2-й столяр – ? ч

(первый столяр за один час, или производительность Р1 первого столяра)

Урок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работу

(второй столяр за один час, или производительность Р2 второго столяра)

Урок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работу

(оба столяра за один час, или общая производительность Р)

Урок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работу

(время выполнения всей работы совместно)

Урок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работу

Ответ: за 12 ч.

Рассмотрим следующую задачу.

Одна труба заполняет бассейн за 60 минут, а вторая – за 20 минут. За сколько минут заполнится бассейн при включении обеих труб?

Вся работа – 1

1-я труба – 60 минут

2-я труба – 20 минут

Обе трубы – ?

часть бассейна (наполняет первая труба за одну минуту, или производительность Р1)

Урок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работу

часть бассейна (наполняет вторая труба за одну минуту, или производительность Р2)

Урок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работу

часть бассейна (заполняют обе трубы, работая вместе, или общая производительность Р)

Урок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работу

минут (время заполнения бассейна двумя трубами)

Урок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работу

Ответ: за 15 минут.

Рассмотрим задачу, в которой, зная время выполнения работы совместно, надо найти время работы одного из участников.

Работая вместе, два мастера Гжели выполняют заказ за шесть дней. Первый мастер, работая один, может выполнить этот заказ за 10 дней. За сколько дней этот заказ может выполнить второй мастер?

Вся работа – 1

1-й и 2-й мастер – 6 дней

1-й мастер – 10 дней

2-й мастер – ? дней

часть заказа (первый и второй мастера за один день, или общая производительность Р)

Урок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работу

часть заказа (первый мастер за один день, или производительность Р1)

Урок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работу

часть заказа (выполнит второй мастер за один день, или производительность Р2)

Урок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работу

дней – время выполнения заказа вторым мастером

Урок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работу

Ответ: за 15 дней.

Алгоритм решения задач на совместную работу

Т1 – время, за которое первый объект самостоятельно выполнит всю работу;

Т2 – время, за которое второй объект самостоятельно выполнит всю работу.

  1. Всю выполненную работа принимаем за единицу.
  2. Находим часть работы, выполненную первым объектом за единицу времени (производительность Р1 = 1 ꞉ Т1).
  3. Находим часть работы, выполненную вторым объектом за единицу времени (производительность Р2 = 1 ꞉ Т2).
  4. Находим часть работы, выполненную двумя (или более) объектами за единицу времени (общая производительность Р = Р1 + Р2).
  5. Находим время, затраченное на выполнение всей работы всеми объектами (Т = 1 ꞉ Р).

Тренировочные задания

№ 1. Путешественник планирует пройти маршрут за семь дней. Какую часть маршрута он пройдёт за один день? За три дня? За пять дней? Какая часть маршрута останется не пройденной за эти же промежутки времени? Используйте следующие значения ; ; ; ; .

Урок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работу

За 1 день

Пройденная часть маршрута – ?

Осталось пройти – ?

За 3 дня

Пройденная часть маршрута – ?

Осталось пройти – ?

За 5 дней

Пройденная часть маршрута – ?

Осталось пройти – ?

Пройденная часть маршрута за день – это производительность путешественника. И находится она так же, как и другая производительность. Найдём часть маршрута, пройденную за один день:

Урок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работу

Очевидно, что за три дня путешественник пройдет в три раза больше, чем за день. Рассчитаем эту часть пути:

Урок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работу

Чтобы найти оставшуюся часть маршрута, надо из всего маршрута, то есть единицы, вычесть пройденную часть. Найдём, например, какую часть маршрута осталось пройти через три дня: .

Урок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работу

Аналогично действуем и в остальных случаях.

Правильный ответ:

За 1 день

Пройденная часть маршрута –

Урок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работу

Осталось пройти –

Урок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работу

За 3 дня

Пройденная часть маршрута –

Урок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работу

Осталось пройти –

Урок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работу

За 5 дней

Пройденная часть маршрута –

Урок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работу

Осталось пройти –

Урок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работу

№ 2. Подберите к каждому действию правильное пояснение.

Два тракториста вспахали поле за 6 ч совместной работы. Первый тракторист мог бы один выполнить ту же работу за 10 ч. За сколько часов второй тракторист может вспахать поле?

Пояснения к действиям:

  • Время выполнения всей работы вторым трактористом;
  • Общая производительность обоих трактористов;
  • Часть всей работы, выполняемая вторым трактористом за один час.

Действия:

Урок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работу

Рассмотрим первое действие. Единица делится на шесть, где единица – это вся работа, а шесть – время совместной работы. Значит, этим действием мы находим общую производительность обоих тракторов.

Во втором действии из общей производительности вычитаем . Так как первый тракторист выполняет работу за 10 часов, то – это производительность первого тракториста. Значит, мы находим производительность второго тракториста, то есть объём работы, который он выполнил за один час.

Урок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работу

В третьем действии единица (вся работа) делится на производительность второго тракториста: таким образом, мы находим время выполнения всей работы вторым трактористом.

Правильный ответ:

– это общая производительность обоих трактористов.

Урок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работу

– это часть всей работы, выполняемая вторым трактористом за 1 ч.

Урок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работу

ч – это время выполнения всей работы вторым трактористом.

Урок 69. Задачи на совместную работуУрок 69. Задачи на совместную работу