Конспект урока
Русский язык. 2 класс
Урок 69. Что такое текст-повествование? Какова роль глаголов в повествовательном тексте?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Отличительные признаки текста-повествования.
2) Роль глаголов в повествовательном тексте.
3) Составление плана повествовательного текста.
Глоссарий по теме:
Текст-повествование – это текст, в котором рассказывается о событиях,
действиях, происходящих в определенной последовательности.
Заголовок — это название текста. Заголовок может отражать тему текста или
главную мысль.
Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.
Главная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать читателю автор.
Опорные слова – это слова, которые передают основное содержание текста.
План текста – это краткая передача основного содержания смысловых частей
текста.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций.
В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 82–84.
2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для
общеобразоват. Организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – М.: Просвещение,
2017. – С. 43.
3. Щёголева Г.С. Моя письменная речь: учеб. тетрадь. 2 класс. – СПб.:
Специальная Литература, 2016. – С. 30–33.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.:
Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания:
http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, происходящих в
определенной последовательности, называется текстом-повествованием. К таким
текстам можно поставить вопросы ЧТО СЛУЧИЛОСЬ? ЧТО ПРОИЗОШЛО?
Передать последовательность происходящих событий в повествовательных
текстах помогают глаголы. Глаголы в тексте-повествовании являются опорными
словами. Используя глаголы, можно составить повествовательный текст.
Прочитайте глаголы и попробуйте составить свой повествовательный текст: гуляли,
увидели, мяукал, взяли, дали, поел, уснул. Примерный текст, который мог у вас
получиться: «Ребята гуляли в саду. Вдруг они увидели маленького котёнка. Он
жалобно мяукал. Дети взяли его домой. Они дали котёнку молока. Он поел и уснул».
Текст-повествование можно сравнить с кадрами мультипликационного фильма,
которые следуют один за другим. Повествование состоит из частей: начало события,
развитие события, главный момент, конец события.
Чтобы лучше запомнить текст, нужно составить план. Для этого, в каждой части
текста нужно определить самое главное и озаглавить эти части. Приблизительный
план нашего текста: 1. Прогулка. 2. Находка. 3. Котёнок в безопасности.
Большинство текстов имеют заголовок или название. Заголовок отражает тему
или главную мысль рассказа. Писать его мы будем в центре первой строки.
При записи текста, слова нужно писать грамотно, диктуя себе каждое слово.
Некоторые слова нужно будет не только проговорить, но и вспомнить правила
написания. Трудные слова можно проверить по орфографическому словарю.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Части текста–повествования.
Восстановите очерёдность частей текста-повествования.
Развитие события
Конец события
Начало события
Главный момент
Подсказка: если вы поставили название части правильно, то оно закрепится на
месте.
Правильный ответ:
Начало события
Развитие события
Главный момент
Конец события
Задание. Котята и мышка.
Вставь в предложения слова, подходящие по смыслу.
Однажды три чёрных котёнка увидели (кошку, мышку, собаку).
Мышка прыгнула (в норку, в чашку, в банку).
А из банки вылезли три белых (мышки, кошки, котёнка).
Подсказка: если вы выбрали слово правильно, то оно поменяет цвет.
Правильный ответ:
Однажды три чёрных котёнка увидели мышку.
Мышка прыгнула в банку.
А из банки вылезли три белых котёнка.