Урок 69. Что такое текст-повествование? Какова в нём роль глаголов?

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык. 2 класс

Урок 69. Что такое текст-повествование? Какова роль глаголов в повествовательном тексте?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Отличительные признаки текста-повествования.

2) Роль глаголов в повествовательном тексте.

3) Составление плана повествовательного текста.

Глоссарий по теме:

Текст-повествование – это текст, в котором рассказывается о событиях,

действиях, происходящих в определенной последовательности.

Заголовок — это название текста. Заголовок может отражать тему текста или

главную мысль.

Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.

Главная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать читателю автор.

Опорные слова – это слова, которые передают основное содержание текста.

План текста – это краткая передача основного содержания смысловых частей

текста.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций.

В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 82–84.

2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для

общеобразоват. Организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – М.: Просвещение,

2017. – С. 43.

3. Щёголева Г.С. Моя письменная речь: учеб. тетрадь. 2 класс. – СПб.:

Специальная Литература, 2016. – С. 30–33.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.:

Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания:

http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, происходящих в

определенной последовательности, называется текстом-повествованием. К таким

текстам можно поставить вопросы ЧТО СЛУЧИЛОСЬ? ЧТО ПРОИЗОШЛО?

Передать последовательность происходящих событий в повествовательных

текстах помогают глаголы. Глаголы в тексте-повествовании являются опорными

словами. Используя глаголы, можно составить повествовательный текст.

Прочитайте глаголы и попробуйте составить свой повествовательный текст: гуляли,

увидели, мяукал, взяли, дали, поел, уснул. Примерный текст, который мог у вас

получиться: «Ребята гуляли в саду. Вдруг они увидели маленького котёнка. Он

жалобно мяукал. Дети взяли его домой. Они дали котёнку молока. Он поел и уснул».

Текст-повествование можно сравнить с кадрами мультипликационного фильма,

которые следуют один за другим. Повествование состоит из частей: начало события,

развитие события, главный момент, конец события.

Чтобы лучше запомнить текст, нужно составить план. Для этого, в каждой части

текста нужно определить самое главное и озаглавить эти части. Приблизительный

план нашего текста: 1. Прогулка. 2. Находка. 3. Котёнок в безопасности.

Большинство текстов имеют заголовок или название. Заголовок отражает тему

или главную мысль рассказа. Писать его мы будем в центре первой строки.

При записи текста, слова нужно писать грамотно, диктуя себе каждое слово.

Некоторые слова нужно будет не только проговорить, но и вспомнить правила

написания. Трудные слова можно проверить по орфографическому словарю.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Части текста–повествования.

Восстановите очерёдность частей текста-повествования.

Развитие события

Конец события

Начало события

Главный момент

Подсказка: если вы поставили название части правильно, то оно закрепится на

месте.

Правильный ответ:

Начало события

Развитие события

Главный момент

Конец события

Задание. Котята и мышка.

Вставь в предложения слова, подходящие по смыслу.

Однажды три чёрных котёнка увидели (кошку, мышку, собаку).

Мышка прыгнула (в норку, в чашку, в банку).

А из банки вылезли три белых (мышки, кошки, котёнка).

Подсказка: если вы выбрали слово правильно, то оно поменяет цвет.

Правильный ответ:

Однажды три чёрных котёнка увидели мышку.

Мышка прыгнула в банку.

А из банки вылезли три белых котёнка.