Урок 7. Глагол. Правописание -тся и -ться в глаголах

Поделиться:

Нет тэгов

Конспект урока

Русский язык

5 класс

Урок 7

Глагол. Правописание –тся и –ться в глаголах

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Повторение знаний о глаголе.
  2. Повторение правописаний -тся и -ться в глаголах.
  3. Повторение морфологического разбора глагола.

Тезаурус

Части речи – это основные лексико-грамматические классы, по которым распределяются слова языка.

Грамматическое значение – это характеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой части речи, наиболее общее значение, присущее ряду слов, не зависящее от их реально-вещественного содержания.

Морфологические признаки – это характеристики грамматической природы слов (формы слова), по которым определяется принадлежность к той или иной части речи. Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные.

Синтаксическая роль – это характеристика слова как члена предложения.

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с. 192.

Дополнительная литература:

1. Рыбченкова Л.М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 2. // Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В., Лисицын А.Г. – М.: Просвещение, 2014. – с.52 – 67; 159 с.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Сайт «Культура русской речи» www.gramma.ru (дата обращения: 01.07.2019).
  2. Сайт Словари.ру – URL:http://slovari.ru (дата обращения: 01.07.2019);
  3. Национальный корпус русского языка URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 01.07.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Отгадайте загадку:

Рук и ног у него нет,

А всех трясёт и качает.

Обратите внимание на выделенные слова. Кто или что может трясти и качать всё и всех вокруг? Догадались? Это ветер.

А вот еще загадка:

В землю бросишь

Крошку-блошку,

Полежит она немножко,

И глядишь – уже растёт

Самоварчик-корнеплод.

О каком корнеплоде идёт речь? Подумаем: сначала сажают маленькое семя, потом вырастает корнеплод, похожий на самоварчик. Это репа.

С помощью глаголов создаётся яркое представление о различных предметах, так как глагол обладает большими изобразительными возможностями. Попробуем разобраться почему.

Во-первых, глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (реветь, вложить).

Во-вторых, глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают результат, который уже есть или будет (выехать – уже точно отправиться куда-либо), а несовершенного – что делать? (ехать – долго или не очень) обозначают процесс действия.

В-третьих, глаголы изменяются по временам, так как действие может происходить, уже происходит или прошло. Глаголы совершенного вида могут быть прошедшего или будущего времени: сложить – сложил, сложу. У глаголов несовершенного вида изменение происходит по трём временам: настоящее, прошедшее, будущее: сверкает – сверкал – будет сверкать.

В-четвёртых, действие может совершаться одним лицом (вспомним загадку про репку: (ты) бросишь, (она) полежит, (ты) глядишь, (он) растёт); а может – несколькими лицами:

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без парусов плывут.

Это облака. Они летят, бегут и плывут по небу.

Таким образом, глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и по числам (1-е лицо – я пою, мы поём; 2-е лицо – ты поешь, вы поёте; 3-е лицо – он, она, оно поёт, они поют).

В-пятых, в прошедшем времени глаголы изменяются по числам (пришёл – пришли) и родам:

Вот Ася разлеглася,

Кабы встала – небо достала!

Кабы руки – вора связала,

Кабы ноги – коня догнала,

Кабы глаза – увидала!

Кабы язык – рассказала!

Угадали? Это народная загадка про дорогу. Дорога длинная, если бы могла встать с земли – достала бы до неба! В этой загадке глаголы употребляются в женском роде, единственном числе.

Вспомним начало «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина:

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился

Форма выделенных глаголов простился, снарядился – единственное число, мужской род.

В прошедшем времени глаголы в единственном числе употребляются и в среднем роде: Солнце было счастливо тем, что светило; море – тем, что отражало его ликующий свет. (М. Горький.)

Некоторые грамматические формы глагола зависят от формы имени существительного. Например, форма числа: собака лает и собаки лают; кристалл сияет и кристаллы сияют. В прошедшем времени род зависит от рода существительного. Пример. Повар (м. р.) приготовил (м. р.) омлет на завтрак. Бабушка (ж. р.) сварила (ж. р.) кофе. Село (ср. р.) расположилось (ср. р.) на берегу реки.

В-шестых, некоторые глаголы, оканчивающиеся на -тся, -ться совпадают в произношении. Например, глагол 3-его лица единственного числа звучит точно так же, как и неопределённая форма этого глагола: гордится (горди[ц]а) гордиться (горди[ц]а); ложится (ложи[ц]а) – ложиться (ложи[ц]а). Такие глаголы очень удобно рифмовать, например, в загадке про вёдра: Два братца пошли купаться (Два бра[ц]а пошли купа[ц]а).

Выбор формы глагола (неопределённой или 3-его лица), зависит от вопроса. Если к глаголу задать вопрос «что делать?» или «что сделать?», то пишется —ться, так как это глагол неопределённой формы. Если в вопросе отсутствует мягкий знак: «что делает (сделает)?», «что делают (сделают)?», то в глаголе пишется -тся (без мягкого знака). Например: сердце старика (что сделает?) смягчится (3-е лицо), и он простит меня. Обязательно оно должно (что сделать?) смягчиться (неопр. форма), я это чувствую.

Теоретический материал для углубленного изучения

Употребление грамматических форм глагола

Некоторые глаголы в 1-ом лице единственного числа не имеют форм настоящего и будущего времени: победить, пылесосить, убедить и другие. В русском литературном языку недопустимо использовать формы «победю», «убедю» и тому подобные. Надо говорить: «Я могу победить»; «Я смогу убедить».

Необходимо запомнить правильное ударение в формах прошедшего времени глаголов: кла́ла, брала́, брало́, была́, бы́ло, взяла́, взя́ло, гнала́, гна́ло, по́нял, поняла́, по́няло, по́няли и другие. При затруднении нужно обратиться к словарю.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

  1. Единичный выбор

Выберите из предложенных вариантов правильные ответы.

Глагол обозначает…

А) признак предмета;

Б) предмет;

В) действие предмета;

Г) признак признака

Разбор задания. Вспоминаем, что глагол обозначает действие предмета. Ответ: В.

  1. Подчёркивание элементов

Найдите и подчеркните морфологические характеристики глагола.

Спряжение, склонение, время, лицо, падеж.

Разбор задания. Вспоминаем, что у глагола есть спряжение, лицо, время.

Ответ: Спряжение, склонение, время, лицо, падеж.