Урок 7. Какими бывают предложения по интонации?

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 7

Тема: Какими бывают предложения по интонации?

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Цель нашего урока – изучить виды предложений по интонации.

Задачи:

  1. Научиться различать эмоциональную окраску предложений.
  2. Потренироваться правильно расставлять знаки препинания в конце предложения.

Результаты:

  • Узнаем, какие бывают предложения по интонации.
  • Научимся различать эмоциональную окраску предложений
  • Потренируемся расставлять знаки препинания в конце предложения.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

С помощью языка мы выражаем свои эмоции. Для этого мы используем интонацию.

Предложения по интонации бывают:

  • Восклицательные: Папа позвонил! Папа позвонил?!
  • Невосклицательные: Папа позвонил.

Обратите внимание!

Предложение может быть одновременно вопросительным и восклицательным. На письме это выделяется стечением знаков: ?!

Быстро вспомнить типы предложений по интонации вам поможет первый форзац учебника.

Тезаурус:

  • Восклицательные – предложения с восклицательной интонацией, в конце ставится восклицательный знак.
  • Невосклицательные – предложения со спокойной интонацией, в конце ставится точка, вопросительный знак или многоточие.

Список литературы:

Основная литература

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.

Дополнительная литература

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 1.

Как вы думаете, какой вид предложения по интонации иллюстрирует картинка?

  1. Восклицательное
  2. Невосклицательное

Урок 7. Какими бывают предложения по интонации?

Задание 2. Выберите восклицательное предложение:

  1. Ах, как нам добрые слова нужны!
  2. Не раз мы в этом убеждались с вами.
  3. А может, не слова – дела важны?
  4. Дела – делами, а слова – словами.

Задание 3. Распределите термины по двум группам:

  1. Предложения по цели высказывания:
  2. Предложения по интонации:

Повествовательное, восклицательное, побудительное, невосклицательное, вопросительное.

Задание 4. Прочитайте и выделите цветом только предложения.

Наступила осень. На птица сидела ветка. Подул холодный ветер. Верхушка ель на дятел.

Задание 5. Давайте вспомним!

Подчеркните главные члены предложения.

Дежурный стёр пыль. Трещат кузнечики в траве.

Задание 6. Соберите из слов предложения.

Какой, день, !, чудесный, час, ?, Который

Задание 7. Разделите тексты на предложения.

Около села лес в лесу растут ели какие стройные и красивые ёлочки сколько шишек на них

Что купила мама она купила молоко и сметану какое вкусное молоко какая густая сметана

Задание 8. Прочитайте. Найдите лишние слова. Спишите предложения, исправив ошибки.

Ночью как ярко светит. Солнышко дети идут. На пруд.

Задание 9. Вставьте пропущенные буквы

Солнце село, но в л..су ещё св..тло. Птицы вес..ло щ…бечут. Блестит м..л..дая тра..ка. Алый свет зари ск..льзит по ве..кам и ств..лам д..ревьев.

Задание 10. Составьте из слов предложения, а из предложений — рассказ. Не забудьте о знаках препинания в конце предложений.

Шустрая, белочка, рыжая, это

Это, очаровательный, какой, милый, и, зверёк

Там, мелькает, зелени, среди, кто

Задание 11. Составьте и напечатайте предложения.

  1. Дома, около, сад, дедушки, фруктовый
  2. Деревья, в, растут, какие, саду
  3. Сливы, рядом, яблони, и, растут
  4. Ароматная, а, малина, какая, и, крупная

Задание 12* Составьте небольшой диалог, используя разные виды предложений:

Урок 7. Какими бывают предложения по интонации?

КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Вариант 1

1. Выберете правильную характеристику предложения:

Вася, иди завтракать!

1) Побудительное, невосклицательное

2) Побудительное, восклицательное

3) Вопросительное, восклицательное

4) Повествовательное, невосклицательное

2. Подчеркните в тексте восклицательные предложения:

У коляски нет колёс,
У ежа отклеен нос.
Стали чёрными цыплята,
А из мишки лезет вата.

Были новыми игрушки,
А сейчас они старушки!  

 Так давайте поскорей
Взяли кисточки и клей.
Нитки, катушки
И вылечим игрушки!

3. Расставьте знаки препинания в конце предложений:

1. Ах, я поражена до глубины души

2. Как же это вы не останетесь на ужин

3. По утрам выпадает роса

Вариант 2.

1. Охарактеризуйте предложение:

И где же мне найти золотые нити?

1) Повествовательное, восклицательное

2) Вопросительное, невосклицательное

3) Побудительное, восклицательное

4) Вопросительное, восклицательное

2. Подчеркните в тексте восклицательные предложения.

Мороз и солнце. День чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный.
Пора, красавица, проснись!
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

3. Расставьте знаки препинания в конце предложений:

  1. Люди ожидают на остановке автобус
  2. Почему вы не гуляете
  3. Эх, а ведь мы были так близки к цели

ОТВЕТЫ:

Задание 1.

1

Задание 2.

1

Задание 3.

Предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

Предложения по интонации: восклицательное, невосклицательное.

Задание 4.

Наступила осень. На птица сидела ветка. Подул холодный ветер. Верхушка ель на дятел.

Задание 5.

Дежурныйстёр пыль. Трещаткузнечики в траве.

Задание 6.

Какой чудесный день!

Который час?

Задание 7.

Около села лес. В лесу растут ели. Какие стройные и красивые ёлочки! Сколько шишек на них!

Что купила мама? Она купила молоко и сметану. Какое вкусное молоко! Какая густая сметана!

Задание 8.

Как ярко днём светит солнышко. Дети идут на пруд

Задание 9.

Солнце село, но в лесу ещё светло. Птицы весело щебечут. Блестит молодая травка. Алый свет зари скользит по веткам и стволам деревьев.

Задание 10.

Кто там мелькает среди зелени? Это шустрая рыжая белочка. Какой это очаровательный и милый (милый и очаровательный) зверёк!

Задание 11.

  1. Около дома дедушки фруктовый сад.
  2. Какие деревья растут в саду?
  3. Сливы и яблони растут рядом./Рядом растут сливы и яблони.
  4. А какая ароматная малина!/А какая малина ароматная!

Контрольный модуль

В-1

1. 2

2. У коляски нет колёс,
У ежа отклеен нос.
Стали чёрными цыплята,
А из мишки лезет вата.

Были новыми игрушки,
А сейчас они старушки!  

Так давайте поскорей!
Взяли кисточки и клей
Нитки, катушки
И вылечим игрушки!

3.

1. Ах, я поражена до глубины души!

2. Как же это вы не останетесь на ужин?

3. По утрам выпадает роса.

В-2

1. 2

2. Мороз и солнце. День чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный.
Пора, красавица, проснись!
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

3.

  1. Люди ожидают на остановке автобус.
  2. Почему вы не гуляете?
  3. Эх, а ведь мы были так близки к цели!