Урок 7. Словосочетание. Простое предложение

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

6 класс

Урок 7

Словосочетание. Простое предложение

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Повторение знаний о словосочетаниях.

2. Повторение знаний о простом предложении.

3. Повторение правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.

4. Повторение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Тезаурус

Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.

Словосочетание – единица синтаксиса, сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

Предложение – одна из основных единиц языка, единица синтаксиса, наименьшая единица общения; слово или несколько слов, в которых заключается вопрос, сообщение, побуждение (просьба, приказ, совет).

Пунктуация – это 1) система знаков препинания; 2) раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила употребления их на письме.

Пунктуационное правило – это инструкция, указывающая на условие выбора знака препинания, который либо ставится в предложении, либо не ставится.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с.24 – 28; 191 с.

Дополнительная литература:

1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 2. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – с. 138 – 143; 159 с.

2. Баранов М. Т., Русский язык: справ. материалы // Баранов М. Т., Костяева Т. А., Пруднкова А. В. – М.: Просвещение, 2006. – с. 158 – 166; 285 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы знаете, что предложение – это слово или несколько слов, в которых заключается вопрос, сообщение, побуждение (просьба, приказ, совет). Эти слова должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически.

«Лучик солнца разбудил Дашу» – предложение. Однако «солнца разбудил» – не предложение, так как нет законченности. Законченность на письме передают знаки препинания в конце предложения, так называемые знаки завершения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.

Что значит грамматическая связь? Например, иностранец скажет: «Дети играл в мяч». Непонятно, сколько человек играли в мяч. Поправим иностранца: «Дети играли в мяч» или «Ребёнок играл в мяч». Подлежащее диктует требования к сказуемому: например, если подлежащее в единственном числе, то и сказуемое должно быть в единственном; если подлежащее во множественном числе, то и сказуемое тоже во множественном.

В словосочетании и предложении слова связаны между собой по смыслу и грамматически. Смысловая связь в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому: играли (во что?) в мяч; разбудили (кого?) Дашу. Грамматическая связь устанавливается с помощью предлога и окончания: дорог[ому] другу (главное слово – существительное мужского рода в дательном падеже, зависимое слово – прилагательное в мужском роде, в дательном падеже); приближается (к чему) к скамейк[е] (главное слово – глагол, зависимое – существительное в дательном падеже с предлогом).

Существует три типа словосочетаний:

глагольные: проложить маршрут;

именные: первое сентября, рисунок сестры;

наречные: совершенно необходимо.

Словосочетания отличаются от предложений. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, его действия и признаки. Например, море и Чёрное море; жить и жить дружно; холодный и очень холодный.

Предложение имеет грамматическую основу (помним, что грамматическая основа не является словосочетанием), которая может состоять из двух главных членов или только из одного. После дождя выглянула радуга. Основа предложения: подлежащее радуга и сказуемое выглянула. Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную… (А. Прокофьев.) основа предложения: сказуемое люблю.

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (две и более грамматические основы).

С утра мы снова пришли на пасеку и любовались на своих пчёл. (Н. Носов.) Предложение простое: одна грамматическая основа мы пришли и любовались. Вверху над нами чернело небо, а на нём сверкали яркие звёздочки. (Н. Носов.). Это предложение сложное, в нём две грамматические основы: чернело небо, сверкали звёздочки.

Предложение может быть осложнено. Например, однородными членами предложения.

Вспомним, что запятая между однородными членами предложения не ставится, если между ними одиночный союз и, или, да (в значении и): Дни стояли морозные и светлые. Купите, пожалуйста, чай или сок. В огороде тут лягушка да мышь-норушка.

Запятая между однородными членами предложения ставится:

– когда нет союзов: Хорошо, весело, легко было на сердце!

– если стоит союз а или но, да (в значении но): Решать задачи на уроках трудно, но интересно. Погода сегодня не солнечная, а пасмурная. Мал золотник, да дорог. (Пословица.)

– если есть группы однородных членов, соединённых союзами-парами: На праздничном столе лежали конфеты и печенье, фрукты и пирожные.

Вы знаете, что между подлежащим и сказуемым ставится тире, если они выражены одной и той же частью речи: существительным, неопределённой формой глагола: Россия – это самая большая страна в мире. Жить – Родине служить. (Пословица.) Чтение – вот лучшее учение. (Пословица.)

Повторим синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Пришёл в школу. В этом словосочетании главное слово – пришёл; пришёл (куда?) в школу. (В) школу – зависимое слово. Главное слово выражено глаголом. Зависимое слово выражено именем существительным. Связано с главным при помощи предлога и окончания.

В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки. (В. Бианки.)

Это предложение повествовательное, невосклицательное, основа предложения – паутинки (подлежащее), летят, серебрятся (сказуемые). В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое. Паутинки (какие?) длинные – определение. Летят, серебрятся (где?) в воздухе – обстоятельство. В воздухе (каком?) спокойном – определение. Паутинки (что делают?) летят, серебрятся – однородные сказуемые, произносятся с интонацией перечисления.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

В каком ряду нет словосочетаний?

А) солнце зашло, в лесу, нёс сумку;

Б) возле дома, на дереве, я отдыхаю;

В) сел на землю, сыпучие продукты, гуляю на улице;

Г) взял самокат, свет от окна, ем суп.

Разбор задания: вспомним, что словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Рассмотрим предложенные варианты.

А) солнце зашло (основа), в лесу (сущ. с предлогом – не словосочетание), нёс сумку (нёс что? сумку – словосочетание);

Б) возле дома (сущ. с предлогом – не словосочетание), на дереве (сущ. с предлогом – не словосочетание), я отдыхаю (основа),

В) сел на что? на землю – словосочетание; продукты какие? сыпучие – словосочетание; гуляю где? на улице – словосочетание;

Г) взял что? самокат – словосочетание; свет от чего? от окна – словосочетание, ем что? суп – словосочетание.

Ответ: Б) возле дома, на дереве, я отдыхаю.

Подстановка элементов в пропуски в тексте

Вставьте слова на месте пропусков.

Существует три типа словосочетаний:

– _____________: проложить маршрут;

– _____________: первое сентября, рисунок сестры;

– ____________: совершенно необходимо.

Варианты ответов: глагольные, именные, простые, составные, наречные

Правильный ответ:

Существует три типа словосочетаний:

– глагольные: проложить маршрут;

– именные: первое сентября, рисунок сестры;

– наречные: совершенно необходимо.