Конспект урока
Математика
3 класс
Урок №7
Таблица умножения и деления с числом 3
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— В чём заключается принцип построения таблицы умножения с числом 3?
Глоссарий по теме:
Умножение – это сложение одинаковых слагаемых.
Компоненты умножения – первый множитель, второй множитель. Результат умножения – произведение.
В таблице умножения с числом 3 произведение увеличивается на 3.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 21.
2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь 3 класс. Часть 1. М.; Просвещение, 2016. – с. 13-16.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим два числовых ряда.
- 8; 10; 12; 14; ___; ___.
- 9; 11; 13; 15; ___4 ___.
В первом ряду числа увеличиваются на 2. Можно продолжить этот ряд числа 16; 18.
Это числа чётные, числа из таблицы умножения с числом 2.
Во втором ряду числа тоже увеличиваются на 2. Можно продолжить ряд числами 17; 19.
Это числа нечётные. Они не делятся на 2 . Этих чисел нет в таблице умножения с числом 2.
Рассмотрим рисунок и составим выражение по рисунку.
3 + 3 + 3 + 3 = 12
Сложение одинаковых слагаемых можно заменить умножением.
3 + 3 + 3 + 3 = 3 ∙ 4 = 12
Мы число 3 взяли 4 раза, так на каждой тарелке лежит по 3 пирожка, таких тарелок 4.
Рассмотрим следующий рисунок и узнаем, сколько всего треугольников.
Посчитать количество треугольников можно разными способами.
1 способ.
В каждом ряду по 5 треугольников, таких рядов 3. Значит надо 5 взять 3 раза.
5 ∙ 3 = 15 (т.)
2 способ.
В каждом столбике 3 треугольника, таких столбиков 5. Значит надо 3 взять 5 раз.
3 ∙ 5 = 15 (т.)
От перестановки множителей произведение не изменяется.
5 ∙ 3 = 3 ∙ 5 = 15 (т.)
Мы составили к рисункам такие выражения:
3 ∙ 4 = 12 + 3
3 ∙ 5 = 15
Первый множитель 3, второй множитель увеличился на 1, потому что второй множитель показывает сколько раз нужно взять первый множитель. Поэтому произведение увеличилось на 3.
Сохраняя эту закономерность, запишем следующие примеры:
3 ∙ 6 = 18 +3
3 ∙ 7 = 21 +3
3 ∙ 8 = 24 +3
3 ∙ 9 = 27
Это есть таблица умножения числа 3.
Зная правила:
1. От перестановки слагаемых произведение не изменяется;
2. Если произведение разделить на известный множитель, то получим другой множитель;
составим примеры на умножение и деление:
4 ∙ 3 = 12; 12 : 3 = 4; 12 : 4 = 3;
5 ∙ 3 = 15; 15 : 3 = 5; 15 : 5 = 3;
6 ∙ 3 = 18; 18 : 3 = 6; 18 : 6 = 3;
7 ∙ 3 = 21; 21 : 3 = 7; 21 : 7 = 3;
8 ∙ 3 = 24; 24 : 3 = 8; 24 : 8 = 3;
9 ∙ 3 = 27; 27 : 3 = 9; 27 : 9 = 3.
Тренировочные задания.
1. Какое число пропущено в примерах?
☐ ∙ 3 = 9; ☐ ∙ 5 = 15; ☐ ∙ 7 = 21; ☐ ∙ 9 = 27.
Правильный ответ: 3
2 . Соедините линиями сумму чисел и произведение чисел.
3 + 3 + 3 + 3 + 3 | 3 + 3 + 3 | 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 | 3 + 3 + 3 + 3 | 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 |
3 ∙ 7 | 3 ∙ 5 | 3 ∙ 4 | 3 ∙ 8 | 3 ∙ 3 |
Правильный ответ:
3 + 3 + 3 + 3 + 3 | 3 + 3 + 3 | 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 | 3 + 3 + 3 + 3 | 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 |
3 ∙ 5 | 3 ∙ 3 | 3 ∙ 7 | 3 ∙ 4 | 3 ∙ 8 |