Урок 7. Таблица умножения и деления с числом 3

Поделиться:
Конспект урока

Математика

3 класс

Урок №7

Таблица умножения и деления с числом 3

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

В чём заключается принцип построения таблицы умножения с числом 3?

Глоссарий по теме:

Умножение – это сложение одинаковых слагаемых.

Компоненты умножения – первый множитель, второй множитель. Результат умножения – произведение.

В таблице умножения с числом 3 произведение увеличивается на 3.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 21.

2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь 3 класс. Часть 1. М.; Просвещение, 2016. – с. 13-16.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим два числовых ряда.

  1. 8; 10; 12; 14; ___; ___.
  2. 9; 11; 13; 15; ___4 ___.

В первом ряду числа увеличиваются на 2. Можно продолжить этот ряд числа 16; 18.

Это числа чётные, числа из таблицы умножения с числом 2.

Во втором ряду числа тоже увеличиваются на 2. Можно продолжить ряд числами 17; 19.

Это числа нечётные. Они не делятся на 2 . Этих чисел нет в таблице умножения с числом 2.

Рассмотрим рисунок и составим выражение по рисунку.

Урок 7. Таблица умножения и деления с числом 3

3 + 3 + 3 + 3 = 12

Сложение одинаковых слагаемых можно заменить умножением.

3 + 3 + 3 + 3 = 3 ∙ 4 = 12

Мы число 3 взяли 4 раза, так на каждой тарелке лежит по 3 пирожка, таких тарелок 4.

Рассмотрим следующий рисунок и узнаем, сколько всего треугольников.

Урок 7. Таблица умножения и деления с числом 3

Посчитать количество треугольников можно разными способами.

1 способ.

В каждом ряду по 5 треугольников, таких рядов 3. Значит надо 5 взять 3 раза.

5 ∙ 3 = 15 (т.)

2 способ.

В каждом столбике 3 треугольника, таких столбиков 5. Значит надо 3 взять 5 раз.

3 ∙ 5 = 15 (т.)

От перестановки множителей произведение не изменяется.

5 ∙ 3 = 3 ∙ 5 = 15 (т.)

Мы составили к рисункам такие выражения:

3 ∙ 4 = 12 + 3

3 ∙ 5 = 15

Первый множитель 3, второй множитель увеличился на 1, потому что второй множитель показывает сколько раз нужно взять первый множитель. Поэтому произведение увеличилось на 3.

Сохраняя эту закономерность, запишем следующие примеры:

3 ∙ 6 = 18 +3

3 ∙ 7 = 21 +3

3 ∙ 8 = 24 +3

3 ∙ 9 = 27

Это есть таблица умножения числа 3.

Зная правила:

1. От перестановки слагаемых произведение не изменяется;

2. Если произведение разделить на известный множитель, то получим другой множитель;

составим примеры на умножение и деление:

4 ∙ 3 = 12; 12 : 3 = 4; 12 : 4 = 3;

5 ∙ 3 = 15; 15 : 3 = 5; 15 : 5 = 3;

6 ∙ 3 = 18; 18 : 3 = 6; 18 : 6 = 3;

7 ∙ 3 = 21; 21 : 3 = 7; 21 : 7 = 3;

8 ∙ 3 = 24; 24 : 3 = 8; 24 : 8 = 3;

9 ∙ 3 = 27; 27 : 3 = 9; 27 : 9 = 3.

Тренировочные задания.

1. Какое число пропущено в примерах?

☐ ∙ 3 = 9; ☐ ∙ 5 = 15; ☐ ∙ 7 = 21; ☐ ∙ 9 = 27.

Правильный ответ: 3

2 . Соедините линиями сумму чисел и произведение чисел.

3 + 3 + 3 + 3 + 3

3 + 3 + 3

3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3

3 + 3 + 3 + 3

3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3

3 ∙ 7

3 ∙ 5

3 ∙ 4

3 ∙ 8

3 ∙ 3

Правильный ответ:

3 + 3 + 3 + 3 + 3

3 + 3 + 3

3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3

3 + 3 + 3 + 3

3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3

3 ∙ 5

3 ∙ 3

3 ∙ 7

3 ∙ 4

3 ∙ 8