Урок 70. Урок обобщения знаний по теме глагол

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык. 2 класс

Урок 70. Урок обобщения знаний по теме «Глагол»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Что такое глагол? Его отличительные признаки. Роль в предложении.

2) Число глагола.

3) Правописание частицы НЕ с глаголом.

4) Прямое и переносное значение глагола.

Глоссарий по теме:

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и

отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие.

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о

подлежащем и отвечает на вопросы что делает? что делают? делал? что сделал? что

сделает? что сделают? и др.

Глаголы в единственном числе обозначают действия одного предмета.

Глаголы во множественном числе обозначают действия нескольких предметов.

Основное лексическое значение слова называется прямым. Оно точно указывает

на предмет, действие или признак. Иногда значение одного слова переносится на

другой предмет, действие или признак на основании сходства. У слова образуется

новое лексическое значение, которое называется переносным.

Частица НЕ – это служебная часть речи, которая служит для выражения

отрицательного значения всего предложения или отдельного слова в предложении.

Пословица – это краткое мудрое изречение народа, содержащее законченную

мысль.

Поговорка – меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без

заключения.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. —

М.: Просвещение, 2018. – С. 74.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.:

Просвещение, 2018. – С. .

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.:

Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания:

http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Прочитайте стихотворение-загадку. Подумайте, о какой части речи говорится в

загадке?

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду – всё в действие придёт.

Летит ракета, люди строят здания.

Цветут сады, и в поле хлеб растет.

Сегодня на уроке мы будем говорить о глаголе, повторять и закреплять знания о

нём.

Будем совершенствовать умения:

— задавать вопросы к глаголам;

— составлять с глаголами словосочетания и предложения;

— находить в предложениях сказуемые;

— правильно употреблять глаголы в прямом и переносном значении;

— писать частицу НЕ с глаголами;

— определять число глаголов.

Вспомните, что ГЛАГОЛ:

1. Это часть речи.

2. Обозначает действие предмета.

3. Отвечает на вопросы что делать? что сделать?

4. В предложении является сказуемым.

5. Частица НЕ пишется с глаголами раздельно, за исключением случаев, когда

глагол без НЕ не употребляется.

6. Глаголы изменяются по числам.

7. Глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета.

8. Глаголы во множественном числе обозначают действие нескольких

предметов.

9. Глаголы могут употребляться в прямом значении, а могут в переносном

значении.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Глаголы.

В отрывках стихотворений К.И. Чуковского подчеркни двумя чертами глаголы.

1.

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня.

2.

Пироги за утюгами,

Кочерга за кушаком –

Всё вертится, и кружится,

И несётся кувырком.

3.

Я к Таврическому саду,

Перепрыгнул чрез ограду,

А она за мною мчится

И кусает, как волчица.

Подсказка: должно быть девять глаголов.

Правильный ответ:

1.

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня.

2.

Пироги за утюгами,

Кочерга за кушаком –

Всё вертится, и кружится,

И несётся кувырком.

3.

Я к Таврическому саду,

Перепрыгнул чрез ограду,

А она за мною мчится

И кусает, как волчица.

Задание. Заголовок.

Сколько раз нужно вспомнить правило про написание частицы НЕ с глаголами,

записывая вредный совет Г. Остера?

Никогда не разрешайте

Ставить градусник себе,

И таблеток не глотайте

И не ешьте порошков.

Пусть болят живот и зубы,

Горло, уши, голова,

Все равно лекарств не пейте

И не слушайте врача.

Перестанет биться сердце,

Но зато наверняка

Не прилепят вам горчичник

И не сделают укол.

Подсказка: сосчитай количество частиц НЕ.

Правильный ответ:

3 раза, 5 раз, 7 раз, 9 раз