Урок 72. Единственное и множественное число прилагательных

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык. 2 класс

Урок 72. Единственное и множественное число прилагательных

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Число имён прилагательных.

2) Изменение прилагательных по числам.

Глоссарий по теме:

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак

предмета и отвечает на вопросы какой, какая? какое? какие?

Признак предмета — это отличительное свойство предмета.

Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного

предмета.

Имена прилагательные во множественном числе обозначают признаки

нескольких предметов.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. —

М.: Просвещение, 2018. – С. 74.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.:

Просвещение, 2018. – С. .

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.:

Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания:

http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Задача первая. Понять, что такое текст.

Прочитайте историю.

Девочка Катя училась во втором классе. Сегодня на уроке русского языка

ребята знакомились с новой частью речи именем прилагательным.

Катя смотрела в окно. Во дворе стояла красивая стройная берёза. На одной из

веток было гнездо, в котором сидела маленькая серая ласточка.

— А что будет с именами прилагательными, — подумала Катя, если с берёзы упадут

семена и вырастет много деревьев, целая берёзовая роща? А ласточка выведет

птенцов, детёнышей очень похожих на свою маму!

А как думаете вы?

красивая стройная берёза — ___?__ ___?__ берёзы

маленькая серая ласточка — ___?__ ___?___ ласточки

Сегодня на уроке мы постараемся помочь девочке Кате.

На уроке мы:

— узнаем, что имена прилагательные могут стоять в единственном и

множественном числе;

— выясним, от чего зависит число имени прилагательного;

— будем учиться определять число имён прилагательных;

— будем развивать умение грамотно употреблять имена прилагательные со

словами кофе, мышь, фамилия, шампунь и т.д.

Прочитайте сочетания слов:

красный сладкий арбуз;

красивая синяя шляпа;

новое летнее платье.

Каждое сочетание состоит из двух имён прилагательных и одного имени

существительного.

Назовём только существительные:

арбуз, шляпа, платье.

Существительные употреблены в единственном числе, так как они обозначают

один предмет.

В каком числе находятся имена существительные, в таком же числе стоят и

имена прилагательные с ними связанные.

Назовём эти имена прилагательные: красный, сладкий, красивая, синяя, новое

летнее. Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного

предмета.

Имена прилагательные употреблены в единственном числе, так как так как в

единственном числе находятся имена существительные, к которым они относятся.

В единственном числе имена прилагательные отвечают на вопросы: какой?

какая? какое?

Поставим имена существительные во множественное число и употребим вместе

с существительными, стоящими во множественном числе, относящиеся к ним имена

прилагательные. Во множественном числе имена прилагательные обозначают

признак нескольких предметов.

Прочитаем получившиеся сочетания слов:

красные сладкие арбузы;

красивые синие шляпы;

новые летние платья.

Во множественном числе имена прилагательные отвечают на вопрос какие?

Сформулируем выводы:

1.Имена прилагательные изменяются по числам.

2. Число – это грамматический признак имени прилагательного.

3. Имена прилагательные могут употребляться в единственном и

множественном числе. В каком числе находятся имена существительные, в таком и

относящиеся к ним имена прилагательные.

4.Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного

предмета и отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие?

5. Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак

нескольких предметов и отвечают на вопрос какие?

красивая стройная берёза – красивые стройные берёзы

маленькая серая ласточка – маленькие серые ласточки

Вот мы и ответили на вопрос Кати.

Вы уже знаете, что число имени прилагательного зависит от числа имени

существительного, с которым оно связано. Но в нашем языке много слов, которые

пришли из других языков, такие как: шампунь, кофе, манго, брокколи, шоссе и

другие.

Шампунь – средство по уходу за волосами.

Кофе – семена плодов кофейного дерева, произрастающего в тропиках. Также

называется напиток из этих плодов.

Манго – сладкий тропический фрукт.

Брокколи – овощное растение семейства капустные.

Шоссе – дорога с искусственным покрытием.

Попробуйте определить число имён прилагательных, связанных с этими

именами существительными:

Шампунь (как___?) душист___.

Кофе (как___?) вкусн___.

Манго (как___?) жёлт___.

Брокколи (как___?) полезн___.

Шоссе (как___?) длин___.

Чтобы не ошибиться в выполнении задания надо знать число имени

существительного. Так как все эти слова иноязычного происхождения, то надо

запомнить, на какие вопросы они отвечают. От этого и будет зависеть то, как

правильно употреблять с ними имена прилагательные.

Постарайтесь запомнить!

Какой? Какая? Какое?

рельс туфля какао

кофе мозоль повидло

тюль вермишель пальто

шампунь манжета жюри

рояль бандероль манго

пенальти брокколи кино

кенгуру кольраби шоссе

пони вуаль кашпо

Если вам непонятны некоторые слова, узнайте их значение в толковом словаре.

Проверьте себя!

Шампунь (какой?) душистый.

Кофе (какой?) вкусный.

Манго (какое?) жёлтое.

Брокколи (какая?) полезная.

Шоссе (какое?) длинное.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Предложения.

Расставьте предложения в соответствии с заданным планом:

1) Предложение, в котором одно прилагательное во множественном числе;

2) Предложение, в котором одно имя прилагательное в единственном числе и два

имени прилагательных во множественном числе;

3) Предложение, в котором одно прилагательное в единственном числе и одно

прилагательное во множественном числе;

4) Предложение, в котором одно имя прилагательное в единственном числе.

Предложения:

Кузнечики и сверчки затянули скрипучую музыку.

На зелёной траве блестят прозрачные капельки росы.

Осиновые листья дрожат на ветру.

На лесной поляне растут маленькие белые колокольчик

Подсказка: ??.

Правильный ответ:

1) Осиновые листья дрожат на ветру.

2) На лесной поляне растут маленькие белые колокольчики.

3) На зелёной траве блестят прозрачные капельки росы.

4) Кузнечики и сверчки затянули скрипучую музыку.

Задание. Пословица.

Выделите цветом лишнюю пословицу, которая не соответствует теме урока.

1. Доброе слово лечит, а злое калечит.

2. Маленькое дело лучше большого безделья.

3. Верёвка хороша длинная, а речь короткая.

4. Любишь брать, люби и отдавать.

5. Перед сильными мы — зайцы, перед слабыми – слоны.

Подсказка: найди в предложениях имена прилагательные.

Правильный ответ:

1. Доброе слово лечит, а злое калечит.

2. Маленькое дело лучше большого безделья.

3. Верёвка хороша длинная, а речь короткая.

4. Любишь брать, люби и отдавать.

5. Перед сильными мы зайцы, перед слабыми – слоны.