Урок 72. Правописание слов с безударными гласными в корне

Поделиться:
Конспект урока

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 72. Правописание слов с безударными гласными в корне

Вопросы, рассматриваемые на уроке

На этом уроке Вы:

— узнаете, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании слов с безударными гласными в корне;

— потренируетесь подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными в корне;

— сможете доказывать правильность написания слова с данной орфограммой

Литература

Основная:

Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Орфограмму «Безударные проверяемые гласные в корне» по праву можно назвать орфограммой номер один. Как правильно написать «навинка» или новинка», «гроза» или «граза». И несмотря на то, что орфограмма эта довольно простая, очень часто возникает путаница. Дело в том, что в русском языке, если гласная «о» в корне слова не стоит под ударением мы произносим и слышим «а», а безударную «е» — как «и».

Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением, то есть в сильной позиции, такой, в которой её ни за что с другой гласной не перепутаешь.

Ну, например:

Река – реки, лиса – лисы.

Но есть слова, которые не так просто проверить.

Так, в русском языке есть корни с сочетаниями -ра-, -ре-, -ле-, -ла- которые пришли в современный русский язык от своего предка — старославянского языка. Этим сочетаниям, соответствуют сочетания -оро-, -оло-, -ере-, -ело-. Так вот слова, в которых содержатся такие буквосочетания, не надо проверять ударением, их нужно просто узнавать. город — град; золото– злато и так далее. И есть слова, которые совсем невозможно проверить, а необходимо запомнить и сверять по словарю. Знание этих чередований убережёт Вас от ошибок.

Чтобы лучше запомнить правило, постарайтесь сами сформулировать его. Для этого лучше всего сначала посмотреть на примеры, которые приведены в учебнике, попытаться понять, проанализировать их. Заем попытаться самостоятельно придумать правило.

Правильность своей догадки можно проверить, прочитав правило. И если Вы всё поняли правильно – закрепить знание практикой.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.

Задание 1.

Распределите слова по группам: в первую — слова с проверяемыми безударными гласными в корне, во вторую – непроверяемыми гласными.

Д_олина

Обл_ко

Зацв_сти

Пр_зидент

Задр_жать

Правильный ответ:

Слова с проверяемыми безударными гласными в корне

Слова с непроверяемыми безударными гласными в корне

Д_лина

Зацв_сти

Задр_жать

Обл_ко

Пр_зидент

Задание 2.

Подберите к русским словам соответствия – слова, пришедшие из старославянского языка

Город хладный

Золото глас

Солод град

Голос златые

Холод сладкий

Правильный ответ:

Город град

Золото златые

Солод сладкий

Голос глас

Холод хладный