Конспект урока
Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 72. Правописание слов с безударными гласными в корне
Вопросы, рассматриваемые на уроке
На этом уроке Вы:
— узнаете, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании слов с безударными гласными в корне;
— потренируетесь подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными в корне;
— сможете доказывать правильность написания слова с данной орфограммой
Литература
Основная:
Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2013.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Орфограмму «Безударные проверяемые гласные в корне» по праву можно назвать орфограммой номер один. Как правильно написать «навинка» или новинка», «гроза» или «граза». И несмотря на то, что орфограмма эта довольно простая, очень часто возникает путаница. Дело в том, что в русском языке, если гласная «о» в корне слова не стоит под ударением мы произносим и слышим «а», а безударную «е» — как «и».
Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением, то есть в сильной позиции, такой, в которой её ни за что с другой гласной не перепутаешь.
Ну, например:
Река – реки, лиса – лисы.
Но есть слова, которые не так просто проверить.
Так, в русском языке есть корни с сочетаниями -ра-, -ре-, -ле-, -ла- которые пришли в современный русский язык от своего предка — старославянского языка. Этим сочетаниям, соответствуют сочетания -оро-, -оло-, -ере-, -ело-. Так вот слова, в которых содержатся такие буквосочетания, не надо проверять ударением, их нужно просто узнавать. город — град; золото– злато и так далее. И есть слова, которые совсем невозможно проверить, а необходимо запомнить и сверять по словарю. Знание этих чередований убережёт Вас от ошибок.
Чтобы лучше запомнить правило, постарайтесь сами сформулировать его. Для этого лучше всего сначала посмотреть на примеры, которые приведены в учебнике, попытаться понять, проанализировать их. Заем попытаться самостоятельно придумать правило.
Правильность своей догадки можно проверить, прочитав правило. И если Вы всё поняли правильно – закрепить знание практикой.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.
Задание 1.
Распределите слова по группам: в первую — слова с проверяемыми безударными гласными в корне, во вторую – непроверяемыми гласными.
Д_олина
Обл_ко
Зацв_сти
Пр_зидент
Задр_жать
Правильный ответ:
Слова с проверяемыми безударными гласными в корне | Слова с непроверяемыми безударными гласными в корне |
Д_лина Зацв_сти Задр_жать | Обл_ко Пр_зидент |
Задание 2.
Подберите к русским словам соответствия – слова, пришедшие из старославянского языка
Город хладный
Золото глас
Солод град
Голос златые
Холод сладкий
Правильный ответ:
Город град
Золото златые
Солод сладкий
Голос глас
Холод хладный