Урок 73. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

Поделиться:
Конспект урока

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 73. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

Вопросы, рассматриваемые на уроке

На этом уроке Вы:

— узнаете, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне;

— потренируетесь подбирать проверочные слова к словам с глухими и звонкими согласными в корне;

— сможете доказывать правильность написания слова с данной орфограммой.

Литература

Основная:

Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Орфограмма «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне».

Чтобы необходимо для того, чтобы правильно определиться в написании согласного в корне слова? Вы наверняка знакомы с этим правилом. Нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или согласные в, л, м, н, р, й.

Ну, например:

Грузчик грузит

О просьбе просят

Это можно сделать по-разному.

Во-первых, если перед нами существительное, можно поставить его в форме множественного числа.

камыш – камыши

блузка – блузки – (много) блузок

Или взять в уменьшительно-ласкательной форме:

Хлеб – хлебушек

Или наоборот: беседка – беседа

Конечно, есть слова, правописание согласных в которых проверить никак не получится. Например, такие слова как вокзал, футбол, оптом.

Их правописание следует запомнить, а для правильного запоминания написания пользоваться орфографическим словарем.

И ещё один совет. Чтобы лучше запомнить правило, постарайтесь сами сформулировать его. Для этого лучше всего сперва посмотреть на примеры, которые приведены в учебнике, попытаться понять, проанализировать их. Заем попытаться самостоятельно придумать правило.

Правильность своей догадки можно проверить, прочитав правило. И если Вы всё поняли правильно – закрепить знание практикой.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.

Задание 1.

Прочитайте скороговорку. Выделите в тексте слова с парными согласными, которые нужно проверять, чтобы не ошибиться в написании. Как Вы проверите написание этих слов?

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У каждой старушки лукошко.

В каждом лукошке кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

Правильный ответ:

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У каждой старушки лукошко.

В каждом лукошке кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

Задание 2.

Распределите слова по группам – в одну слова со звонким согласным на конце, в другую – с глухим

Звонкий согласный

Глухой согласный

Камы(ж,ш)

Нево(т,д)

Хле(ф,в)

Сосе(д,т)

Вперё(т,д)

Пару(с,з)

Утю(г,к)

Шка(в,ф)

Правильный ответ:

Звонкий согласный

Глухой согласный

Нево(т,д)

Сосе(д,т)

Утю(г,к)

Вперё(т,д)

Пару(с,з)

Камы(ж,ш)

Шка(в,ф)

Хле(ф,в)