Конспект урока
Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 73. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне
Вопросы, рассматриваемые на уроке
На этом уроке Вы:
— узнаете, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне;
— потренируетесь подбирать проверочные слова к словам с глухими и звонкими согласными в корне;
— сможете доказывать правильность написания слова с данной орфограммой.
Литература
Основная:
Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2013.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Орфограмма «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне».
Чтобы необходимо для того, чтобы правильно определиться в написании согласного в корне слова? Вы наверняка знакомы с этим правилом. Нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или согласные в, л, м, н, р, й.
Ну, например:
Грузчик грузит
О просьбе просят
Это можно сделать по-разному.
Во-первых, если перед нами существительное, можно поставить его в форме множественного числа.
камыш – камыши
блузка – блузки – (много) блузок
Или взять в уменьшительно-ласкательной форме:
Хлеб – хлебушек
Или наоборот: беседка – беседа
Конечно, есть слова, правописание согласных в которых проверить никак не получится. Например, такие слова как вокзал, футбол, оптом.
Их правописание следует запомнить, а для правильного запоминания написания пользоваться орфографическим словарем.
И ещё один совет. Чтобы лучше запомнить правило, постарайтесь сами сформулировать его. Для этого лучше всего сперва посмотреть на примеры, которые приведены в учебнике, попытаться понять, проанализировать их. Заем попытаться самостоятельно придумать правило.
Правильность своей догадки можно проверить, прочитав правило. И если Вы всё поняли правильно – закрепить знание практикой.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.
Задание 1.
Прочитайте скороговорку. Выделите в тексте слова с парными согласными, которые нужно проверять, чтобы не ошибиться в написании. Как Вы проверите написание этих слов?
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
Правильный ответ:
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
Задание 2.
Распределите слова по группам – в одну слова со звонким согласным на конце, в другую – с глухим
Звонкий согласный | Глухой согласный |
Камы(ж,ш)
Нево(т,д)
Хле(ф,в)
Сосе(д,т)
Вперё(т,д)
Пару(с,з)
Утю(г,к)
Шка(в,ф)
Правильный ответ:
Звонкий согласный | Глухой согласный |
Нево(т,д) Сосе(д,т) Утю(г,к) Вперё(т,д) | Пару(с,з) Камы(ж,ш) Шка(в,ф) Хле(ф,в) |