Конспект урока
«Русский язык» для 4 класса
Урок № 74
Тема урока: «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»
Цель урока: формирование представлений о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне.
Задачи:
Познавательные:
- подбор нескольких проверочных слов с заданной орфограммой
- умение объяснить, доказать правильность написания слова с данными орфограммами
Развивающие:
- развитие речи и увеличение словарного запаса учащихся
- развитие аналитического мышления
- развитие связной речи и творческих навыков учащихся
Воспитательные:
- воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре
- овладение приёмами аккуратного письма
Урок посвящён знакомству с непроизносимым согласным в корнях слов. В ходе урока учащиеся научатся соотносить букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в проверяемом слове, и эту же букву в проверочном слове и подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой, объяснять, доказывать правильность написания слова с данными орфограммами.
На уроке вы:
1. Узнаете, что такое слова с непроизносимыми согласными в корне.
2.Научитесь приёмам правописания слов с непроизносимыми согласными.
3.Сможете самостоятельно подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой, объяснять, доказывать правильность написания слова с данными орфограммами.
Основные термины и понятия:
- Проверочное слово – в таком слове проверяемая буква стоит под ударением. Если проверяем согласную букву, то в таком слове эта буква чётко слышится.
- Непроизносимые согласные – это тот звук, который не произносится в скоплении согласных в слове. Этот звук не произносится.
- Корень слова – это самая главная и значимая часть слова. В корне содержится общее значение все однокоренных слов.
Основная и дополнительная литература:
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
Рабочие тетради (Русский язык)
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
Русский язык Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации. — М.: Просвещение, 2014.
Задания тренировочного модуля:
ТВ- 1
Текст задания: Найди слово, в котором есть непроизносимый согласный в корне. Выбери один правильный вариант ответа.
Варианты ответа:
а) Прыгать
б) Солнце
в) Ровесник
г) Искусный
ТВ-5
Текст вопроса:
Найдите слова, которые написаны верно. Выберите все правильные ответы.
Варианты ответов:
а) Лестница
б) Чудестный
в) Блеснуть
г) Яросный
д) Прелесный
ТВ-8
Текст вопроса:
Вставьте буквы там, где это необходимо.
Извес_ный, чудес_ный, аген_ство, счас_ливый, соглас_ный, напрас_ный, грус_ный, доблес_ный, ужас_ный, поз_но.
ТВ-11
Текст вопроса:
Не всегда есть возможность применить правило. Существуют такие слова, в которых непроизносимые согласные в корне слова нельзя проверить. В таблице даны определения. Впишите в таблицу подходящие под эти определения слова.
Слово | Определение |
Ряд ступенек. По ним можно подниматься и спускаться. | |
Синоним слову «сверстник». | |
День, когда люди что-то отмечают. | |
То, что мы переживаем внутри. Эмоциональное состояние. |
лестница, чувства, праздник, ровесник.
ТВ-14
Текст вопроса:
К каждому из приведённых ниже слов подберите проверочное однокоренное слово.
Известный
Грустный
Здравствуйте
Звёздный
Капустный
Местность
Ненастный
Поздний
ТВ-16
Текст задания:
Давайте разгадывать загадки. Необходимо угадать и записать последнее слово каждого предложения.
Я кролику дам сочный и вкусный листок _______________(капустный).
В ночи морозной горят огни на небе _____________(звёздном).
На берегу в воде приник, шуршит, колышется _______________(тростник).
На заре в оконце заглядывает _______________(солнце).
Он правдолюб известный, лжи не потерпит, потому что __________(честный).
Моя любовь откроет дверцу в твоем ____________(сердце).
ТВ -22
Текст вопроса:
Прочитайте все слова и подумайте, какие согласные пропущены. Распределите все слова в соответствующие колонки. Запишите слова с уже заполненными пропусками.
-стн- | -сн- |
хру…уть
радо…ый
чув…енный
капу…ица
колё…ый
запа…ой