Урок 74. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

Поделиться:
Конспект урока

«Русский язык» для 4 класса

Урок № 74

Тема урока: «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»

Цель урока: формирование представлений о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне.

Задачи:

Познавательные:

  • подбор нескольких проверочных слов с заданной орфограммой
  • умение объяснить, доказать правильность написания слова с данными орфограммами

Развивающие:

  • развитие речи и увеличение словарного запаса учащихся
  • развитие аналитического мышления
  • развитие связной речи и творческих навыков учащихся

Воспитательные:

  • воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре
  • овладение приёмами аккуратного письма

Урок посвящён знакомству с непроизносимым согласным в корнях слов. В ходе урока учащиеся научатся соотносить букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в проверяемом слове, и эту же букву в проверочном слове и подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой, объяснять, доказывать правильность написания слова с данными орфограммами.

На уроке вы:

1. Узнаете, что такое слова с непроизносимыми согласными в корне.

2.Научитесь приёмам правописания слов с непроизносимыми согласными.

3.Сможете самостоятельно подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой, объяснять, доказывать правильность написания слова с данными орфограммами.

Основные термины и понятия:

  1. Проверочное слово – в таком слове проверяемая буква стоит под ударением. Если проверяем согласную букву, то в таком слове эта буква чётко слышится.
  2. Непроизносимые согласные – это тот звук, который не произносится в скоплении согласных в слове. Этот звук не произносится.
  3. Корень слова – это самая главная и значимая часть слова. В корне содержится общее значение все однокоренных слов.

Основная и дополнительная литература:

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.

Рабочие тетради (Русский язык)

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.

Русский язык Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации. — М.: Просвещение, 2014.

Задания тренировочного модуля:

ТВ- 1

Текст задания: Найди слово, в котором есть непроизносимый согласный в корне. Выбери один правильный вариант ответа.

Варианты ответа:

а) Прыгать

б) Солнце

в) Ровесник

г) Искусный

ТВ-5

Текст вопроса:

Найдите слова, которые написаны верно. Выберите все правильные ответы.

Варианты ответов:

а) Лестница

б) Чудестный

в) Блеснуть

г) Яросный

д) Прелесный

ТВ-8

Текст вопроса:

Вставьте буквы там, где это необходимо.

Извес_ный, чудес_ный, аген_ство, счас_ливый, соглас_ный, напрас_ный, грус_ный, доблес_ный, ужас_ный, поз_но.

ТВ-11

Текст вопроса:

Не всегда есть возможность применить правило. Существуют такие слова, в которых непроизносимые согласные в корне слова нельзя проверить. В таблице даны определения. Впишите в таблицу подходящие под эти определения слова.

Слово

Определение

Ряд ступенек. По ним можно подниматься и спускаться.

Синоним слову «сверстник».

День, когда люди что-то отмечают.

То, что мы переживаем внутри. Эмоциональное состояние.

лестница, чувства, праздник, ровесник.

ТВ-14

Текст вопроса:

К каждому из приведённых ниже слов подберите проверочное однокоренное слово.

Известный

Грустный

Здравствуйте

Звёздный

Капустный

Местность

Ненастный

Поздний

ТВ-16

Текст задания:

Давайте разгадывать загадки. Необходимо угадать и записать последнее слово каждого предложения.

Я кролику дам сочный и вкусный листок _______________(капустный).

В ночи морозной горят огни на небе _____________(звёздном).

На берегу в воде приник, шуршит, колышется _______________(тростник).

На заре в оконце заглядывает _______________(солнце).

Он правдолюб известный, лжи не потерпит, потому что __________(честный).

Моя любовь откроет дверцу в твоем ____________(сердце).

ТВ -22

Текст вопроса:

Прочитайте все слова и подумайте, какие согласные пропущены. Распределите все слова в соответствующие колонки. Запишите слова с уже заполненными пропусками.

-стн-

-сн-

хру…уть

радо…ый

чув…енный

капу…ица

колё…ый

запа…ой