Урок 74. Урок обобщения знаний по теме прилагательные

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык. 2 класс

Урок 74. Урок обобщения знаний по теме «Прилагательные»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Что такое имя прилагательное? Его отличительные признаки. Роль в

предложении.

2) Изменение прилагательных по числам.

3) Подбор синонимов и антонимов.

Глоссарий по теме:

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак

предмета и отвечает на вопросы какой, какая? какое? какие?

Признак предмета — это отличительное свойство предмета.

Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят

от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и поясняют,

уточняют или дополняют их.

Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного

предмета.

Имена прилагательные во множественном числе обозначают признаки

нескольких предметов.

Сино́нимы — слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи,

различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

Анто́нимы – слова одной части речи, различные по звучанию и написанию,

имеющие прямо противоположные лексические значения.

Словосочетание — это два и более слов, связанных между собой по смыслу и

грамматически.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. —

М.: Просвещение, 2018. – С. 74.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.:

Просвещение, 2018. – С. .

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.:

Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания:

http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Прочитайте текст.

Черёмуха с весною расцвела

И ветки что кудри, завила.

А рядом, у проталинки,

В траве между камней,

Бежит, струится  ручей.

А вот это стихотворение известного русского поэта Сергея Есенина:

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

А рядом, у проталинки,

В траве между камней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Подумайте, в каком тексте образ черемухи более точный и более

выразительный? В стихотворении Сергея Есенина появился ритм. Образ красивой

черёмухи автору удалось передать с помощью имён прилагательных.

Сегодня на уроке мы продолжим говорить об имени прилагательном, повторять

и закреплять знания о нём.

На уроке мы закрепим имеющиеся знания об именах прилагательных.

Будем совершенствовать умения:

— распознавать имена прилагательные среди других частей речи по значению и

вопросу;

— составлять с именами прилагательными словосочетания и предложения;

— находить слова, сходные (синонимы) и противоположные (антонимы) по

лексическому значению;

— определять число имён прилагательных.

Вам уже известны восемь фактов об имени прилагательном. Вспомните их:

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

1. Это часть речи.

2. Обозначает признак предмета.

3. Отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?

4. В предложении является второстепенным членом.

5. Имена прилагательные изменяются по числам.

6. Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного

предмета.

7. Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак

нескольких предметов.

Имена прилагательные могут употребляться в прямом значении, а могут в

переносном значении.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Алфавит.

Распредели слова на 2 группы по числу имён прилагательных. В каждой группе

слова пиши в алфавитном порядке.

Новый, дубовый, летние, хищный, дождливые, колючие, любимая, мокрый,

сладкие, говорливый, широкие, глухие.

Подсказка: в каждой группе должно быть по шесть слов.

Правильный ответ:

1 группа: говорливый, дубовый, любимая, мокрый, новый, хищный.

2 группа: глухие, дождливые, колючие, летние, сладкие, широкие.

Задание. Значение.

Распредели сочетания слов в две группы. В одну группу – сочетания с прямым

значением, в другую – с переносным.

Золотые руки, железная дверь, золотой характер, железные нервы, золотая рожь,

железный характер, золотое кольцо, железный забор.

Подсказка: в первой группе должно быть три правильных варианта, во второй –

пять правильных ответов.

Правильный ответ:

Прямое значение Переносное значение

Железный забор

Железная дверь

Золотое кольцо

Золотые руки

Золотой характер

Железные нервы

Золотая рожь

Железный характер