Конспект урока
Русский язык. 2 класс
Урок 74. Урок обобщения знаний по теме «Прилагательные»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Что такое имя прилагательное? Его отличительные признаки. Роль в
предложении.
2) Изменение прилагательных по числам.
3) Подбор синонимов и антонимов.
Глоссарий по теме:
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак
предмета и отвечает на вопросы какой, какая? какое? какие?
Признак предмета — это отличительное свойство предмета.
Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят
от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и поясняют,
уточняют или дополняют их.
Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного
предмета.
Имена прилагательные во множественном числе обозначают признаки
нескольких предметов.
Сино́нимы — слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи,
различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.
Анто́нимы – слова одной части речи, различные по звучанию и написанию,
имеющие прямо противоположные лексические значения.
Словосочетание — это два и более слов, связанных между собой по смыслу и
грамматически.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. —
М.: Просвещение, 2018. – С. 74.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.:
Просвещение, 2018. – С. .
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.:
Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания:
http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Прочитайте текст.
Черёмуха с весною расцвела
И ветки что кудри, завила.
А рядом, у проталинки,
В траве между камней,
Бежит, струится ручей.
А вот это стихотворение известного русского поэта Сергея Есенина:
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
А рядом, у проталинки,
В траве между камней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Подумайте, в каком тексте образ черемухи более точный и более
выразительный? В стихотворении Сергея Есенина появился ритм. Образ красивой
черёмухи автору удалось передать с помощью имён прилагательных.
Сегодня на уроке мы продолжим говорить об имени прилагательном, повторять
и закреплять знания о нём.
На уроке мы закрепим имеющиеся знания об именах прилагательных.
Будем совершенствовать умения:
— распознавать имена прилагательные среди других частей речи по значению и
вопросу;
— составлять с именами прилагательными словосочетания и предложения;
— находить слова, сходные (синонимы) и противоположные (антонимы) по
лексическому значению;
— определять число имён прилагательных.
Вам уже известны восемь фактов об имени прилагательном. Вспомните их:
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
1. Это часть речи.
2. Обозначает признак предмета.
3. Отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?
4. В предложении является второстепенным членом.
5. Имена прилагательные изменяются по числам.
6. Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного
предмета.
7. Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак
нескольких предметов.
Имена прилагательные могут употребляться в прямом значении, а могут в
переносном значении.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Алфавит.
Распредели слова на 2 группы по числу имён прилагательных. В каждой группе
слова пиши в алфавитном порядке.
Новый, дубовый, летние, хищный, дождливые, колючие, любимая, мокрый,
сладкие, говорливый, широкие, глухие.
Подсказка: в каждой группе должно быть по шесть слов.
Правильный ответ:
1 группа: говорливый, дубовый, любимая, мокрый, новый, хищный.
2 группа: глухие, дождливые, колючие, летние, сладкие, широкие.
Задание. Значение.
Распредели сочетания слов в две группы. В одну группу – сочетания с прямым
значением, в другую – с переносным.
Золотые руки, железная дверь, золотой характер, железные нервы, золотая рожь,
железный характер, золотое кольцо, железный забор.
Подсказка: в первой группе должно быть три правильных варианта, во второй –
пять правильных ответов.
Правильный ответ:
Прямое значение Переносное значение
Железный забор
Железная дверь
Золотое кольцо
Золотые руки
Золотой характер
Железные нервы
Золотая рожь
Железный характер