Конспект урока
«Русский язык» для «4» класса
Урок № 76
Тема урока: Знания о правописании частей слова.
Цель нашего урока – обобщение знаний о правописании частей слова.
Задачи:
На уроке мы проработаем полученные знания, повторим основные правила по изученной теме. Проверим умение применять их на практике.
Урок посвящён повторению ранее изученного материала по правописанию слов с безударными гласными, с глухими и звонкими согласными, с непроизносимыми согласными, с удвоенными согласными в корне. В ходе урока учащиеся смогут систематизировать полученные знания, повторить основные правила по изученной теме, а также проверить умение применять их на практике.
Основные термины и понятия:
«Безударные гласные», «глухие согласные», «звонкие согласные», «непроизносимые согласные».
Основная и дополнительная литература:
Канакина В. П. Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2018. – 160 с. + 160 с.
Теоретическая часть:
Безударные гласные — это гласные, которые мы не выделяем голосом. Из-за таких гласных возникают трудности при написании слов.
Чтобы проверить безударный гласный, надо изменить слово так, или подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударный гласный стал ударным. Например: мы говорим «камок», а пишем «комок». Проверяем так: ищем однокоренное слово, в котором ударение падает на проверяемый гласный. Комок – кОм.
Теперь вспомним, как проверить глухие и звонкие согласные в слове. Чтобы проверить правописание глухих и звонких согласных в корне, нужно изменить слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками л, м, н, р, в.
Примеры:
Просьба – просить
Мог – могу
Ходьба – ходить
Гриб – грибы
Непроизносимый согласный – это тот звук, который не произносится в скоплении согласных в слове. Этот звук не произносится.
Двойными в словах могут быть следующие согласные:
бб — пп — субботний, группа, труппа, аппарат
фф — дифференцировать
кк — аккуратный, аккордеон, хоккей
сс — профессия, искусство, русский
тт — аттракцион, аттестат
рр — терраса, перрон
жж — жужжание, жжение
лл — коллекция, аллея, миллион
мм — грамматика, килограмм
нн — ванна, колонна, лимонный.
Правописание двойных согласных нужно запоминать или, если возникли сомнения, обращаться к орфографическому словарю.
Задания тренировочного модуля:
ТВ- 2
Текст вопроса:
Впечатайте там, где необходимо, двойные согласные.
Стари…ая монета
Тума…ое утро
Зелё…ая ветка
Ра…ердился на него
У меня бе…о…ица
Машины едут по шо…е
Мой брат хо…еист
ТВ-3
Текст вопроса:
Найдите только один правильный ответ на вопрос: «Что такое безударные гласные?»
А. Это гласные, которые мы выделяем голосом. Их не нужно проверять.
Б. Это гласные, которые мы не выделяем голосом. Из-за таких гласных возникают трудности при написании слов.
В. Это гласные, на которые падает ударение, но их всё равно нужно проверять.
Г. Это гласные, которые мы не произносим, но пишем.
ТВ-7
Текст вопроса:
Текст вопроса:
Заполните таблицу «Однокоренные слова». Вам нужно поставить слово в колонку слева напротив однокоренных слов
Слово | Однокоренные слова |
____________ Прелесть Ярость ____________ ____________ | Хлестнуть Прелестный Яростный Ненавистный Местный |
Хлестать, Ненависть, Место.
Задания контрольного модуля
ТВ-12
Текст вопроса:
Вставьте Е, И, Я, изменив слова по числам. Напишите проверочное слово в пропуски.
Пример: Змея – __змеи____,
гр…да — __________________, в…сна — __________________,
св…нья — ___________________,
стр…жи — ________________, сн…га — _______________, з…ма — __________________,
р…ка — __________________, сл…ды — __________________,
гр…бы — _______________, г…рбы — _________________,
оз…ро — _________________, с…стра — _________________, п…тно — _______________.
ТВ-13
Текст вопроса:
Перепишите текст и исправьте ошибки, использую клавиатуру.
Наташа и Стипан убирают сваю комнату. На палу стаит видро с вадой. Пара мыть палы и акна. Их радители почистили кавры во дваре. Папа клодет их на сваи миста. Мама протерла стикло акна. Скоро квартира будет сиять честотой.
ТВ-20
Текст вопроса:
Напишите слова в три столбика. В первый столбик – слова с первым ударным слогом, во второй – со вторым, в третий – с третьим ударным слогом.
Паркет, колыбель, парта, диван, тумбочка, полка, табурет, гаражи, фирма, место, кроватка, гардероб.
ТВ-21
Текст вопроса:
Прочитайте определения и введите подходящие по смыслу слова.
Результат сложения слагаемых — это….
Место, где продают и покупают билеты – это ….
Большой сосуд для купания и мытья – это…
Ученики, обучающиеся в одном классе – это…