Конспект урока
«Русский язык» для «4» класса
Урок № 77
Тема урока: Правописание суффиксов и приставок
Цель нашего урока – изучение суффиксов, приставок. Правописание суффиксов и приставок.
Задачи:
На уроке мы научимся работать с орфографическим словарём и приводить примеры слов с заданной орфограммой.
Урок посвящён изучению правописания суффиксов и приставок. В ходе урока учащиеся научаться писать правильно в словах суффиксы -ек, -ик; -ок, различать, в каких словах часть -ик является суффиксом, а в каких – частью корня.
Основные термины и понятия:
«Суффикс» «приставка», «корень слова».
Основная и дополнительная литература:
Канакина В. П. Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2018. – 160 с. + 160 с.
Теоретическая часть:
Приставки и суффиксы нужны нам для образования новых слов. Сравните: переходит, уходит, обходит, заходит, входит, выходит. У этих слов разный смысл! Мы можем сделать вывод, что приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Чтобы найти в слове приставку, нужно подобрать однокоренное слово без приставки или однокоренное слово с дрогой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой. Слово «поджарить». Найдём приставку. Сначала поберём однокоренное слово без приставки. Жарить. Теперь потренируемся подбирать однокоренное слово с приставкой. Пережарить. Пере и Под – приставки.
Поговорим о суффиксах. Суффикс – это тоже значимая часть слова, она тоже служит для образования новых слов, но она стоит после корня. Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая будет стоять после корня перед окончанием, и есть суффикс. Научимся писать слова с суффиксами –ек- и –ик-
Суффикс –ик- пишется тогда, когда при склонении гласный в суффиксе пропадает, а суффикс –ек- если не пропадает. Например: ключик – ключика, замочек — замочка. Суффиксы –ок и –онок пишутся после шипящих под ударением. Например: мышонок, кружок. Но в некоторых словах часть -ик является суффиксом, а в некоторых – частью корня. Чтобы это проверить, нужно подобрать однокоренные слова.
Например: в словах дождик, ежик, зайчик -ик является суффиксом , т. к. мы можем подобрать однокоренные слова (дождь, еж, заяц), а в словах рябчик, зяблик- ик является частью корня, убрать его не получается.
Задания тренировочного модуля:
ТВ- 1
Текст вопроса:
Каким символом мы выделяем суффикс в слове? Выберете один правильный вариант ответа.
Варианты ответа:
а) ͡
б) ^
в) ¬
г) %
ТВ-2
Текст вопроса:
Как много слов вы можете образовать, используя приставки? Добавляйте разные приставки к слову «плыть». Введите ответы с помощью клавиатуры.
ТВ-3
Текст вопроса:
НайдиТЕ слова, в которых часть слова –ик является не суффиксов, а частью корня.
Варианты ответов:
а) зяблик
б) зайчик.
в) ночник.
г) ёжик.
д) дождик.
ТВ-7
Текст вопроса:
Заполните таблицу «Суффиксы –ек и -ик». Вам нужно записать слова с суффиксами –ек и –ик в правильные колонки.
Слова с суффиксом -ек | Слова с суффиксом -ик |
Человечек Орешек Звоночек | Дворик |
Сыночек
Горшочек
Подарочек
Щеночек
Словарик
Шалашик
Мячик
Карандашик
Кустик
Задания контрольного модуля
ТВ-12
Текст вопроса:
Самостоятельно подберите слова с приставками в прошедшем времени так, чтобы получились законченные по смыслу предложения.
- Мальчик первым ….. к финишу.
- Поезд …… через мост.
- Девочка в шутку …. усы к изображению.
- Машина ….. препятствие.
- Кошка …… на шкаф.
ТВ-13
Текст вопроса:
Введите текст с помощью клавиатуры. Допишите к словам в скобках нужные по смыслу приставки В-, ПРИ-,С-, НА-, ОТ-.
Моей сестре в подарок можно (мастерить) новую игрушку, например, лошадку. Надо взять старый носок и (бить) его ватой или ещё чем-нибудь мягким. Затем (ставить) внутрь носка палку и крепко (крутить) к ней носок. От старой перчатки надо (резать) два пальца и (шить) их к голове. Затем (клеить) два бумажных кружочка или (шить) две пуговицы, чтобы получились. Из красивой ленты (делать) уздечку. Получится прекрасный подарок!
ТВ-20
Текст вопроса:
Напишите слова в два столбика. В первый столбик – слова с приставкой ПОД-, во второй – с приставкой ПО-, в третий – с приставкой ОБ-
Подпилить, подумать, побежать, пообедать, подкрутить, поддержать, подставка, обновить, обмотать, обсуждать.
ТВ-21
Текст вопроса:
Спишите слова, дописывая подходящие по смыслу приставки. Запишите с помощью клавиатуры правильные варианты ответов.
…летел комар в дом.
…бежал первым.
…шёл в дом.
…ехал из города.
…копал яму для посадки дерева.
…вязала варежки.
….шёл друга.