Урок 77. Урок обобщения знаний по теме местоимения

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 77. Урок обобщения знаний по теме местоимения

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Что такое местоимение.
  2. Употребление местоимений.
  3. Текст-рассуждение.

Глоссарий по теме:

Личное местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Единственное число – это грамматическое число для обозначения одного предмета.

Множественное число – это грамматическое число для обозначения двух и более предметов.

Текст-рассуждение – это текст, в котором что-либо объясняется или доказывается. К тексту-рассуждению можно задать вопрос «Почему?»

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 107.

2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – М.: Просвещение, 2017. – С. 72.

3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2017. – С. 51.

4. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2018. – С. 106.

5. Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. – С. 72.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Как правильно употреблять местоимения в речи? Первое предложение текста должно быть понятно адресату, поэтому использовать в нём местоимение не стоит. Второе предложение должно быть связано с первым. Для этого можно имя существительное, которое было употреблено в первом предложении, заменить подходящим местоимением. Сравните:

1) Во двор вышли гулять дети. Дети стали играть в салочки.

2) Во двор вышли гулять дети. Они стали играть в салочки.

В первой паре предложений есть недочёт – повтор слов в рядом стоящих предложениях. Благодаря замене существительного на местоимение во второй паре предложений повтора удалось избежать.

Часто мы в жизни задаём вопрос «почему». К каким текстам можно задать вопрос «почему»? Вопрос «почему?» можно задать к текстам-рассуждениям. Текст-рассуждение – это текст, в котором что-то объясняется или доказывается.

Рассмотрим текст-рассуждение:

Можно ли рану смазывать раствором йода?

Раствор йода содержит вещества, которые могут сжечь ткани и вызвать боль.

Запомните: лить раствор йода в открытую рану нельзя, нужно аккуратно смазать раствором кожу вокруг раны.

В тексте-рассуждении чаще всего 3 части. В первой части содержится мысль, которая требует объяснений или доказательств. В данном тексте это предложение «Можно ли рану смазывать раствором йода?».

Во второй части текста-рассуждения приводится объяснение или доказательство. В нашем тексте это часть «Раствор йода содержит вещества, которые могут сжечь ткани и вызвать боль».

Третья часть текста-рассуждения представляет собой вывод. В данном случае это предложение: «Запомните: лить раствор йода в открытую рану нельзя, нужно аккуратно смазать раствором кожу вокруг раны».

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Подбор местоимений.

Замените имя существительное местоимением.

Катя – ____

Игорь – _____

окно – _____

дети – _____

Подсказка: вспомните, какие личные местоимения вы знаете.

Правильный ответ:

Катя – она

Игорь – он

окно – оно

дети – они

Задание. Поиск местоимений.

Подчеркните местоимения.

как, без, он, у, я, от, ты, мы, до, вы, про, они

Подсказка: вспомните, личные местоимения могут заменять имена существительные.

Правильный ответ:

как, без, он, у, я, от, ты, мы, до, вы, про, они