Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 77. Урок обобщения знаний по теме местоимения
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Что такое местоимение.
- Употребление местоимений.
- Текст-рассуждение.
Глоссарий по теме:
Личное местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него.
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Единственное число – это грамматическое число для обозначения одного предмета.
Множественное число – это грамматическое число для обозначения двух и более предметов.
Текст-рассуждение – это текст, в котором что-либо объясняется или доказывается. К тексту-рассуждению можно задать вопрос «Почему?»
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 107.
2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – М.: Просвещение, 2017. – С. 72.
3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2017. – С. 51.
4. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2018. – С. 106.
5. Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. – С. 72.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Как правильно употреблять местоимения в речи? Первое предложение текста должно быть понятно адресату, поэтому использовать в нём местоимение не стоит. Второе предложение должно быть связано с первым. Для этого можно имя существительное, которое было употреблено в первом предложении, заменить подходящим местоимением. Сравните:
1) Во двор вышли гулять дети. Дети стали играть в салочки.
2) Во двор вышли гулять дети. Они стали играть в салочки.
В первой паре предложений есть недочёт – повтор слов в рядом стоящих предложениях. Благодаря замене существительного на местоимение во второй паре предложений повтора удалось избежать.
Часто мы в жизни задаём вопрос «почему». К каким текстам можно задать вопрос «почему»? Вопрос «почему?» можно задать к текстам-рассуждениям. Текст-рассуждение – это текст, в котором что-то объясняется или доказывается.
Рассмотрим текст-рассуждение:
Можно ли рану смазывать раствором йода?
Раствор йода содержит вещества, которые могут сжечь ткани и вызвать боль.
Запомните: лить раствор йода в открытую рану нельзя, нужно аккуратно смазать раствором кожу вокруг раны.
В тексте-рассуждении чаще всего 3 части. В первой части содержится мысль, которая требует объяснений или доказательств. В данном тексте это предложение «Можно ли рану смазывать раствором йода?».
Во второй части текста-рассуждения приводится объяснение или доказательство. В нашем тексте это часть «Раствор йода содержит вещества, которые могут сжечь ткани и вызвать боль».
Третья часть текста-рассуждения представляет собой вывод. В данном случае это предложение: «Запомните: лить раствор йода в открытую рану нельзя, нужно аккуратно смазать раствором кожу вокруг раны».
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Подбор местоимений.
Замените имя существительное местоимением.
Катя – ____
Игорь – _____
окно – _____
дети – _____
Подсказка: вспомните, какие личные местоимения вы знаете.
Правильный ответ:
Катя – она
Игорь – он
окно – оно
дети – они
Задание. Поиск местоимений.
Подчеркните местоимения.
как, без, он, у, я, от, ты, мы, до, вы, про, они
Подсказка: вспомните, личные местоимения могут заменять имена существительные.
Правильный ответ:
как, без, он, у, я, от, ты, мы, до, вы, про, они