Конспект урока
«Русский язык» для 4 класса
Урок № 78
Тема урока: Правописание приставок и предлогов.
Цель нашего урока – изучить предлоги и приставки и научиться отличать приставку от предлога.
Задачи:
На уроке мы научимся работать с орфографическим словарём и приводить примеры слов с заданной орфограммой.
Урок посвящён изучению правописания приставок и предлогов. В ходе урока учащиеся научаться отличать приставку от предлога.
Основные термины и понятия:
«Предлог» «приставка», «корень слова».
Основная и дополнительная литература:
Канакина В. П. Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2018. – 160 с. + 160 с.
Теоретическая часть:
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Чтобы найти в слове приставку, нужно подобрать однокоренное слово без приставки или однокоренное слово с дрогой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой. Слово «поджарить». Найдём приставку. Сначала поберём однокоренное слово без приставки. Жарить. Теперь потренируемся подбирать однокоренное слово с приставкой. Пережарить. Пере и Под – приставки.
Предлог – служебная часть речи. Предлоги не изменяются, к ним нельзя задать вопрос. Предлоги служат для связи слов в предложении, поэтому они называются служебной частью речи. Предлоги никогда не употребляются с глаголами, но дружат с существительными, прилагательными. Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например: за дерево. За высокое дерево. За (какое?) дерево? Иногда приставки в глаголах могут быть схожи с предлогами. Их нужно различать. Предлоги всегда указывают где что находится (в, на, под, над, за, у) или куда о двигаться (из, в, через, по, к, от, до). А приставки только образуют новые слова (например, напишу, подпишу, выпишу, припишу). Чтобы отличить приставку от предлога, попробуйте в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог, пишется раздельно. Нельзя вставить слово, значит, это приставка, пишется со словом слитно.
Помни! При глаголах предлогов не бывает. Предлоги употребляются с именами существительными и местоимениями.
Задания тренировочного модуля:
ТВ- 1
Текст вопроса:
Перед какой частью речи не бывает предлога? Выберете один правильный вариант ответа.
Варианты ответа:
а) Перед существительным.
б) Перед глаголом.
в) Перед прилагательным.
г) Перед наречьем.
ТВ-2
Текст вопроса:
Запишите предложения, раскрывая скобки. Введите ответы с помощью клавиатуры.
Отец (на)писал адрес (на)конверте.
Лодка (от)чалила (от)берега и (за)вернула (за)лес. Машина ехала (по)двору и резко (с)вернула
ТВ-3
Текст вопроса:
Найдите все слова с предлогами.
Варианты ответов:
а) (У)зайчика.
б) (У)лететь.
в) (За)окном.
г) (За)ходить.
д) (Под)ъезжать
ТВ-7
Текст вопроса:
Заполните таблицу «Приставки и предлоги». Вам нужно записать слова с приставками и с предлогами в правильные колонки.
Слова с приставками | Слова с предлогами |
По земле
За углом
Открывать
С котом
Закрывать
Подходить
Под столом
Прочитать
На лбу
Налить
Задания контрольного модуля
ТВ-12
Текст вопроса:
Самостоятельно подберите слова с приставками в прошедшем времени так, чтобы получились законченные по смыслу предложения.
- Мальчик первым ….. к финишу.
- Поезд …… через мост.
- Девочка в шутку …. усы к изображению.
- Машина ….. препятствие.
- Кошка …… на шкаф.
ТВ-13
Текст вопроса:
Введите текст с помощью клавиатуры.
Запишите все слова, раскрывая скобки.
(По)полю, (по)садить, (по)звонить, (за)нести, (за)стеной, (за)стелить, (в)нести, (в)лесу, (от)ойди, (от)вес, (от)стены.
ТВ-20
Текст вопроса:
Напишите слова в два столбика. В первый столбик – слова с приставкой ПОД-, во второй – с приставкой ПО-, в третий – с приставкой ОБ-
Подлить, подготовить, полететь, побелеть, поддержать, подстилка, обновить, поделать, обмотать, обсуждать
ТВ-21
Текст вопроса:
Спишите слова, дописывая подходящие по смыслу приставки. Запишите с помощью клавиатуры правильные варианты ответов.
…летел шмель на террасу.
…бежал первым.
…шёл в здание.
…ехал из деревни.
…копал яму для посадки куста.
…вязала носочки.
….шёл подругу.