Урок 8. Личные окончания глаголов

Поделиться:

5 класс, русский язык

Конспект урока

Русский язык

5 класс

Урок 8.

Личные окончания глаголов

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Повторение знаний о глаголе.
  2. Повторение правописания безударных личных окончаний глагола.

Тезаурус

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Личные окончания глаголов – система окончаний спрягаемых форм глаголов, указывающих на лицо и число глагола.

Список литературы

Обязательная литература:

Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – С. 43-44.

Дополнительная литература:

Рыбченкова Л.М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 2. // Рыбченкова Л.М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С.52-67.

Открытые электронные ресурсы:

1. Сайт «Культура русской речи» www.gramma.ru (Дата обращения 01.07.2019)

2. Сайт Словари.ру – URL: http://slovari.ru (Дата обращения 01.07.2019).

3. Национальный корпус русского языка – URL: http://www.ruscorpora.ru (Дата обращения 01.07.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Как-то во время выполнения домашнего задания Петя, определяя спряжение глагола, написал в тетради: «Глагол лететь относится к первому спряжению».

Отличница Аня возмутилась:

– Петя, если это действительно глагол первого спряжения, тогда надо говорить и писать летем, а не летим! О чём ты только думаешь?

– Я всё правильно думаю: лететь, оканчивается на -еть, не исключение… Значит, точно первое спряжение!

– А какое окончание должно быть у глагола первого спряжения в форме 1 лица множественного числа?

– Окончание -ем! Но ведь мы летим, а не летем! Что-то я совсем запутался…

–Необходимо разумно применять правила, Петя! Всегда помни, что

У глагола есть лицо,

У глагола есть число.

Изменяется глагол,

Он спрягается:

И по лицам, и по числам

Изменяется.

Проявите к глаголу уважение:

Научитесь различать спряжение!

Если у глагола окончание ударное, то оно пишется так, как слышится. И спряжение определяется по этому окончанию. Не надо в таком случае ставить глагол в неопределённую форму. Глагол лететьимеет в формах летим, летишь, летите, летит, летят ударные окончания, соответствующие второму спряжению. Значит, это глагол второго спряжения!

– Ясно, – протянул Петя, – а если передо мной только неопределённая форма? Например, беречь? Или нести? В этих словах никаких опознавательных знаков спряжения!

– Попробуй проспрягать глагол и понять, ударное у него окончание или нет. Скорее всего, ударное, – предположила Аня.

Беречь, берегу, бережёшь, берегут… – это глагол первого спряжения! – обрадовался Петя.

Аня продолжила:

Нести, несу, несёшь, несём, несут… – это тоже глагол первого спряжения.

Петя исправил запись в тетради: «Глагол лететь относится ковторому спряжению» и побежал в школу.

На следующий день на уроке русского языка учительница Ирина Сергеевна напомнила:

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени называется спряжением. По своим личным окончаниям глаголы делятся на два спряжения: первое и второе. Личные окончания – это система окончаний спрягаемых форм глаголов, указывающих на лицо и число глагола.

Личные окончания глаголов первого спряжения: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем,

-ете, -ут (-ют). Личные окончания глаголов второго спряжения: -у (-ю),

-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

Если окончание ударное, то проблем с определением спряжения не возникает: оно определяется по окончанию. Если окончание безударное, то спряжение определяется по неопределённой форме глагола. Какие в таком случае глаголы относятся к первому спряжению, а какие ко второму?

Ко второму спряжению относятся

– все глаголы на -ить, кроме глаголов-исключений брить, стелить (например, клеить, строить, жалить, хвалить);

4 глагола на -ать (исключения): гнать, держать, дышать и слышать;

7 глаголов на -еть (исключения): зависеть, видеть, обидеть, терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть.

К первому спряжению относятся

– все остальные глаголы, например, на -оть, -еть, -уть, -ать, -ять и другие (полоть, заныть, колыхать, сеять, лезть и др.);

брить, стелить (исключения).

Как надо действовать, чтобы правильно написать личное окончание глагола, если оно безударное?

  1. Поставить глагол в неопределённую форму и определить гласную перед -ть.
  2. Если это гласные а, е, и, то проверить, не является ли слово глаголом-исключением.
  3. Определить спряжение глагола.
  4. В глаголах первого спряжения писать Е или У(Ю) (например, бреем, сеешь, колыхают). В глаголах второго спряжения писать И или А(Я) (например, держим, строишь, обидят).

Например, какую букву вставить в глагол из предложения Оса больно жал_т?

Жал_т – ударение на окончание не падает, ставим глагол в неопределённую форму: что делает? жал_т – что делать? жалить; глагол оканчивается на ть, это не исключение, поэтому жалить – глагол второго спряжения. Следовательно, в окончании пишемИ: жалит.

Мы дружно пропол_м сорняки.

Пропол_м – ударение на окончание не падает, ставим глагол в неопределённую форму: что сделаем? пропол_м – что сделать? прополоть, глагол оканчивается на ть, следовательно, глагол первого спряжения. В окончании пишемЕ: прополем.

А по двору метелица ковром шелковым стел_тся, но больно холодна.

(С. Есенин).

Стел_тся – ударение на окончание не падает. Ставим глагол в неопределённую форму: что делает? стел_тся – что делать? стелиться, глагол оканчивается на –иться, относится к исключениям, поэтому стелиться – глагол первого спряжения, пишем Е: стелется.

Теоретический материал для углублённого изучения

Особые глаголы

Книжный глагол зиждиться (основываться на чём-нибудь, опираться на что-нибудь) относится к первому спряжению, хотя оканчивается на -ить. Этот глагол тоже исключение: По сути дела, каждая операция крейсеров зиждется на старинном великороссийском принципе: авось пронесёт, авось вывезем… (В. Пикуль.)

Глаголы выздороветь, опротиветь и некоторые другие изменяются по первому спряжению: 1-е лицо: выздоровею (выздоровлю – разговорная форма), выздоровеем, опротивею (опротивлю – разговорная форма),опротивеем; 2-е лицо: выздоровеешь, выздоровеете, опротивеешь, опротивеете; 3-е лицо: выздоровеет,выздоровеют, опротивеет, опротивеют.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

В каком ряду все глаголы относятся ко II спряжению?

а) хвалить, звенеть, спать;

б) держать, стелить, смотреть;

в) строить, клеить, побрить;

г) гонять, дышать, слышать.

Разбор задания. Вспоминаем, что личные окончания второго спряжения – это-у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Если окончание глагола безударное, то ставим глагол в неопределённую форму и по ней определяем спряжение.

Проверяем слова:

а) хвалитьхвалим (ударение не падает на окончание). Глагол на -ить, не исключение. Значит, хвалить – глагол II спряжения. Звенеть – звенишь – звеним – звенят. Окончание ударное. Глагол звенетьII спряжения. Спать – спит – спят – спим – спишь. Окончание ударное. Спать – глагол II спряжения.

Рассмотрим остальные варианты:

б) держать (II спряжение, исключение), стелить (I спряжение, исключение), смотреть (II спряжение, исключение);

в) строить (II спряжение), клеить (II спряжение), побрить (I спряжение, исключение);

г) гонять (I спряжение), дышать (II спряжение, исключение), слышать (II спряжение, исключение).

Ответ: А.

Найдите и выделите голубым цветом глаголы-исключения.

Вестбритьидержать

Гонитасветитвидит

Разбор задания. Вспоминаем, что глаголы-исключения: гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, терпеть, вертеть, ненавидеть, смотреть, брить, стелить, а также все производные от этих глаголов. Медленно начинаем читать строчки. Находим глаголы-исключения.

Ответ:

Вестбритьидержать

Гонитасветитвидит