Урок 8. Роль обращений в речи

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 8.

Тема: Роль обращений в речи.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Цель нашего урока – узнать, что такое обращение.

Задачи:

  1. Научиться находить обращения в речи.
  2. Понаблюдать за выделением обращений в письменной речи.

Результаты:

  • Узнаем, что такое обращения и как они выделяются на письме.
  • Потренируемся находить обращения в речи.

Тезаурус

Обращение – это слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь.

Список литературы

Основная литература

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.

Дополнительная литература

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Девочка Катя собирается написать письмо бабушке:

Здравствуй, бабушка! Как твои дела? У меня всё хорошо. …

«Бабушка» — это обращение. Обращение нужно, чтобы человек знал, что это письмо или сообщения предназначается ему.

Обращение – это слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь. Обращение грамматически не связано с членами предложения и само не является членом предложения.

Обращения на письме выделяются запятыми. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. При обращении наблюдается особая интонация: на слове-обращении голос повышается, а после обращения соблюдается пауза.

Ира! Иди сюда.

Ира, где ты была?

Где ты, Ира, была?

Где ты была, Ира?

Обратите внимание! Слова ТЫ и ВЫ не должны использоваться в качестве обращения.

  • Рассмотрите схемы оформления обращения на письме. Объясните правило.

Обращение! Текст

Обращение, текст …

Текст, обращение, текст…

Текст, обращение.

! Обращения на письме выделяются запятыми. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

  • Вспомните, является ли обращение членом предложения.

Нет, обращение грамматически не связано с членами предложения и само не является членом предложения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Частица «О», стоящая перед обращением, сливается с ним и не отделяется запятой. О солнце, раскалённое чрез меру, угасни, смилуйся на бедною землёй!

Междометие «О» стоящее перед обращением, отделяется запятой или восклицательным знаком. О, Петя, вот ты где!

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 1. Соедините картинки и предложения с обращениями:

Урок 8. Роль обращений в речиУрок 8. Роль обращений в речиУрок 8. Роль обращений в речи

  1. Не пей, братец, козленочком станешь.
  2. Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!
  3. Не ешь меня, Серый волк, я тебе песенку спою!

Задание 2. Выделите цветом обращения:

— Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

И ей зеркальце в ответ:

— Ты, конечно, спору нет: ты, царица, всех милее, всех румяней и белее.

Задание 3. Выберете предложения с обращением:

  1. В домике жили кот, петух и лиса.
  2. Петушок, выгляни в окошко.
  3. Полно, Петя, стану ли я тебя есть.
  4. Лиса пела за окном.

Задание 4. Составьте два предложения из слов и знаков препинания.

Слова: Играть, подожди, в, футбол, ты, меня, пожалуйста, Паша, пойдешь.

Знаки: , ? , .

Задание 5. Выделите обращения запятыми:

  1. Привет Маша пойдем сегодня играть в волейбол?
  2. Вася помоги мне решить задачу.
  3. Ну Заяц погоди!

Задание 6. Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.

  1. Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин).

Задание 7. Разгадайте кроссворд:

1.Чаще всего обращением является … человека

2. Знак препинания в виде крючка – это …

3. Слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь.

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 8. Спишите предложения.

Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих, как день ненастный?

Из какого произведения эти предложения?

Задание 9. Вставьте пропущенные обращения

  1. ________! Стань по-старому, как мать поставила, — ко мне передом, а к лесу задом.
  2. Поди-ка, _____, по коробу поскреби, по сусеку помети, и наскребешь муки на колобок.

Задание 10. Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.

1) Мой друг отчизн… посвятим души пр…красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони…ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 

Задание 11. Вставьте пропущенные буквы.

Кр..сив зимний наря.. леса. На лапах елей л..жит сне.. . На тонкой берё..ке св..ркает иней. М..лодые ли..ки и ду..ки к..чают замёр..шими ве..ками.

Задание 12. Составьте из слов предложения, а из предложений — рассказ. Напечатайте его. Не забудьте о знаках препинания в конце предложений.

Первый, это, кузнечик

Так, кто, трещит, в, звонко, траве

Зеленеет, как, ярко, травка, молодая

Задание 13* Составьте диалог по картинке. Какие обращения вы использовали?

Урок 8. Роль обращений в речи

КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Вариант 1

1. Установите соответствие:

1) Подлежащее.

2) Обращение.

А. Входит в грамматическую основу предложения.

Б. Не является членом предложения.

2. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1) Лидия Николаевна, в кухню входить боялась, да и вообще была тихая, пугливая особа.

2) Так что будьте осторожны, дамы и девицы.

3) Брат мой, как я рад тебя видеть!

4) Читатель, любишь ли ты книги?

3. Выберете то предложение, в котором есть обращение:

  1. Березы белоствольные растите веселей.
  2. Шумит земля привольная ветвями тополей.

Вариант 2.

1. Установите соответствие:

1) Сказуемое.

2) Обращение.

А. Входит в грамматическую основу предложения.

Б. Не является членом предложения.

2. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1) Помоги мне, солнце красное.

2) Отдыхающие, будьте взаимно вежливы.

3) Итак, вы в Москве родные мои?

4) Он был, о море, твой певец.

3. Выберете то предложение, в котором есть обращение:

  1. Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок.
  2. Здравствуй солнце здравствуй лес

ОТВЕТЫ:

Задание 1.

1-2, 2-2, 3-1

Задание 2.

— Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

И ей зеркальце в ответ:

— Ты, конечно, спору нет: ты, царица, всех милее, всех румяней и белее.

Задание 3.

2,3

Задание 4.

Паша, ты пойдёшь играть в футбол? Подожди меня, пожалуйста.

Задание 5.

  1. Привет, Маша, пойдем сегодня играть в волейбол?
  2. Вася, помоги мне решить задачу.
  3. Ну, Заяц, погоди!

Задание 6.

  1. Здравствуй, племя младое, незнакомое! (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын. (Пушкин).

Задание 7.

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

з

 

 

 

 

 

3

о

б

р

а

щ

е

н

и

е

 

 

 

 

п

 

 

 

 

 

 

1

и

м

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

Задание 8.

А.С. Пушкин

«Сказка о царе Салтане»

Задание 9.

  1. Избушка/Избушка-избушка
  2. Старуха

Задание 10.

1) Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! 2) От меня отцу, брат милый, поклониться не забудь. 3) Покажи мне шлем, Иван. 4) Поэта дом опальный, о Пущин мой, ты первый посетил. 5) Играйте, пойте, о друзья! 

Задание 11.

Красив зимний наряд леса. На лапах елей лежит снег. На тонкой берёзке сверкает иней. Молодые липки и дубки качают замёрзшими ветками.

Задание 12.

Как ярко зеленеет молодая травка! Кто так звонко трещит в траве? Это первый кузнечик.

Контрольный модуль

В-1

1. 1-А, 2-Б

2.1

3. 1

В-2

1. 2-Б, 1-А

2. 3

3.2