Конспект урока
Русский язык. 2 класс
Урок 80. Сочинение по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Творчество пейзажиста И. И. Шишкина.
2) Анализ содержания картины «Утро в сосновом лесу».
3) Приёмы конструирования предложений с опорой на вопросы и опорные слова.
Глоссарий по теме:
Картинная галерея – специально устроенное помещение, в котором развешаны
картины для обозрения.
Репродукция – воспроизведение какого-либо изображения – рисунка, картины,
печатного текста – средствами фотографии.
Пейзаж – рисунок, картина, изображающие природу.
Пейзажист – художник, рисующий пейзажи.
Текст-описание – это текст или часть текста, в котором даётся описание
предмета или явления. К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая?
какое? какие?
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций.
В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 117.
2. Страхова Л. Л. Готовые сочинения для младших школьников. – СПб.:
Издательский Дом «Литера», 2005. – С. 46–51.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.:
Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания:
http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня мы познакомимся с картиной художника–пейзажиста Ивана Ивановича
Шишкина. В своих картинах художник выразил огромную любовь к русской
природе. Картина Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» – самая известная
работа мастера. Почему картина так названа? На картине художник изобразил
раннее утро в сосновом лесу. Давайте рассмотрим картину внимательно. В сосновом
лесу тишь и благодать. Высоко в небо поднимаются стволы старых сосен. Через
вершины стройных деревьев пробиваются солнечные лучи. Они переливаются на
стволах яркими бликами. Из низины поднимается белый туман. Весь лес кажется
сказочным и волшебным.
Рассмотрим передний план картины. В центре художник изобразил старое
поваленное дерево, которое сломило бурей и сильным ветром. На нём играют трое
медвежат. Два маленьких любознательных медвежонка лазают по стволу дерева и
исследуют его. Третий медвежонок забрался на дерево и смотрит вдаль, как будто
он там что-то увидел. Мать-медведица охраняет покой своих малышей. Ей не
нравятся их шалости, медвежата не слушаются её и озорничают. Она беспокоится за
них и рычит.
Для своей картины Шишкин выбрал непроходимую глушь. Как вы думаете,
почему? Конечно же, только здесь медвежата в безопасности, они могут беззаботно
играть и развлекаться. Их покой охраняет лес, в который не ступала нога человека.
В своей картине Иван Иванович Шишкин хотел показать не только красоту и
нежность летнего утра, но и жизнь, которая ни на секунду не останавливается в
лесу. Медвежата оживляют пейзаж, наполняют его радостью и весельем. Глядя на
картину, представляешь себя в сосновом лесу. Ты как будто переносишься туда и
наблюдаешь издалека за жизнью. И вот ты уже слышишь все звуки леса: возню
медвежат, рычание медведицы, шум сосен, пение ранних птах.
Сегодня нам предстоит составить рассказ по картине. Составить его нам помогут
вопросы и опорные слова.
Текст традиционно состоит из трёх частей: вводная часть, основная и
заключительная часть. Во вводной части мы должны познакомиться с картиной и
рассказать о том, что мы видим на ней.
В основной части мы описываем семейство медведей, которое находится в
центре картины. Напишем о том, где происходит действие, как выглядят медвежата,
чем они заняты. Обратите своё внимание на медведицу, на её поведение.
В заключительной части, поделимся своими впечатлениями о картине.
Подумаем: «Какие чувства она вызывает?» При составлении заключительной части
текста опирайтесь на свои впечатления и чувства.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Медведица и медвежата.
Найдите к каждому предмету его описание.
лес медвежата медведица
мохнатые шаловливые любознательные беспокойная заботливая густой дремучий
сосновый строгая
Подсказка: если вы поставили слово правильно, то оно закрепится в таблице.
Правильный ответ:
лес медвежата медведица
густой
дремучий
сосновый
мохнатые
шаловливые
любознательные
беспокойная
заботливая
строгая
Задание. Утро в сосновом лесу.
Расставьте слова так, чтобы получилось предложение.
Трое, медведица, и, вышли, медвежат, прогулку, на.
Подсказка: если вы расставили слова правильно, то они закрепятся в
предложении.
Правильный ответ:
Медведица и трое медвежат вышли на прогулку.