Урок 80. Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык. 2 класс

Урок 80. Сочинение по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Творчество пейзажиста И. И. Шишкина.

2) Анализ содержания картины «Утро в сосновом лесу».

3) Приёмы конструирования предложений с опорой на вопросы и опорные слова.

Глоссарий по теме:

Картинная галерея – специально устроенное помещение, в котором развешаны

картины для обозрения.

Репродукция – воспроизведение какого-либо изображения – рисунка, картины,

печатного текста – средствами фотографии.

Пейзаж – рисунок, картина, изображающие природу.

Пейзажист – художник, рисующий пейзажи.

Текст-описание – это текст или часть текста, в котором даётся описание

предмета или явления. К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая?

какое? какие?

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций.

В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 117.

2. Страхова Л. Л. Готовые сочинения для младших школьников. – СПб.:

Издательский Дом «Литера», 2005. – С. 46–51.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.:

Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания:

http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня мы познакомимся с картиной художника–пейзажиста Ивана Ивановича

Шишкина. В своих картинах художник выразил огромную любовь к русской

природе. Картина Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» – самая известная

работа мастера. Почему картина так названа? На картине художник изобразил

раннее утро в сосновом лесу. Давайте рассмотрим картину внимательно. В сосновом

лесу тишь и благодать. Высоко в небо поднимаются стволы старых сосен. Через

вершины стройных деревьев пробиваются солнечные лучи. Они переливаются на

стволах яркими бликами. Из низины поднимается белый туман. Весь лес кажется

сказочным и волшебным.

Рассмотрим передний план картины. В центре художник изобразил старое

поваленное дерево, которое сломило бурей и сильным ветром. На нём играют трое

медвежат. Два маленьких любознательных медвежонка лазают по стволу дерева и

исследуют его. Третий медвежонок забрался на дерево и смотрит вдаль, как будто

он там что-то увидел. Мать-медведица охраняет покой своих малышей. Ей не

нравятся их шалости, медвежата не слушаются её и озорничают. Она беспокоится за

них и рычит.

Для своей картины Шишкин выбрал непроходимую глушь. Как вы думаете,

почему? Конечно же, только здесь медвежата в безопасности, они могут беззаботно

играть и развлекаться. Их покой охраняет лес, в который не ступала нога человека.

В своей картине Иван Иванович Шишкин хотел показать не только красоту и

нежность летнего утра, но и жизнь, которая ни на секунду не останавливается в

лесу. Медвежата оживляют пейзаж, наполняют его радостью и весельем. Глядя на

картину, представляешь себя в сосновом лесу. Ты как будто переносишься туда и

наблюдаешь издалека за жизнью. И вот ты уже слышишь все звуки леса: возню

медвежат, рычание медведицы, шум сосен, пение ранних птах.

Сегодня нам предстоит составить рассказ по картине. Составить его нам помогут

вопросы и опорные слова.

Текст традиционно состоит из трёх частей: вводная часть, основная и

заключительная часть. Во вводной части мы должны познакомиться с картиной и

рассказать о том, что мы видим на ней.

В основной части мы описываем семейство медведей, которое находится в

центре картины. Напишем о том, где происходит действие, как выглядят медвежата,

чем они заняты. Обратите своё внимание на медведицу, на её поведение.

В заключительной части, поделимся своими впечатлениями о картине.

Подумаем: «Какие чувства она вызывает?» При составлении заключительной части

текста опирайтесь на свои впечатления и чувства.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Медведица и медвежата.

Найдите к каждому предмету его описание.

лес медвежата медведица

мохнатые шаловливые любознательные беспокойная заботливая густой дремучий

сосновый строгая

Подсказка: если вы поставили слово правильно, то оно закрепится в таблице.

Правильный ответ:

лес медвежата медведица

густой

дремучий

сосновый

мохнатые

шаловливые

любознательные

беспокойная

заботливая

строгая

Задание. Утро в сосновом лесу.

Расставьте слова так, чтобы получилось предложение.

Трое, медведица, и, вышли, медвежат, прогулку, на.

Подсказка: если вы расставили слова правильно, то они закрепятся в

предложении.

Правильный ответ:

Медведица и трое медвежат вышли на прогулку.