Конспект урока
Русский язык
4 класс
Урок № 81
Тема: Обобщение изученного материала по разделу «Текст» в форме обучающего тестирования
Я вспомню, что такое «текст».
Я научусь: определять текст, его составляющие, виды текста, составлять тексты, оформлять тексты.
Тезаурус:
Текст — высказывание, состоящее их двух и более предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны по смыслу.
Предложение — это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
Повествование — рассказывается, сообщается о чём-либо (что? где? как? когда произошло?).
Описание — описывается внешний вид человека, животного, картина природы, событие (какой? какая? какое? какие?).
Рассуждение — объясняется, доказывается что-либо; говорится о причинах явлений, событий (почему?).
Список литературы:
Русский язык. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. — 143 с.
Русский язык. Рабочие программы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2018.
Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. — М.,1989.
Ход урока
Прочитайте текст.
Книга для каждого человека становится лучшим другом с самого детства. Испокон веков книга растит человека. Она содержит знания, даёт представление о жизни, помогает понять многие вещи.
Объясните, почему это можно назвать текстом.
Выберите подходящий для этого текста заголовок:
- Детство
- Книга
- История
Прочитайте текст. Сколько в нём предложений? Какова тема текста?
Наступила осень. Листва на деревьях пожелтела. Частыми стали дожди. Детвора любить гулять под дождём в резиновых сапожках.
Установите соответствие между определением и его объяснением. Соедините подходящие элементы стрелками.
Текст | название текста | |
Тема текста | высказывание, в котором два или несколько предложений, связанных общей темой | |
Заголовок | то, о чём или о ком говорится в тексте |
Посмотрите на картинки. Придумайте к ним предложение. Напишите его, правильно оформляя.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5.
Раскрасьте картинку. Напишите, о чём она.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Заполните кроссворд.
2 | ||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
5 | 9 | |||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||
По горизонтали: | По вертикали: |
1. Текст, в котором сообщается о чём-либо (что? где? как? когда произошло?). 3. Текст, в котором объясняется, доказывается что-либо; говорится о причинах явлений, событий. 4. Текст, в котором описывается внешний вид человека, животного, картина природы, событие. 5. Список, состоящий из основных мыслей текста, которые изложены в логической последовательности. 7. То, о чём или о ком говорится в тексте. 8. Название произведения или отдельных его частей. | 2. Слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. 6. Высказывание, в котором два или несколько предложений, которые объединены общей темой и связаны по смыслу. 9. Первая буква в предложении. |
- Прочитайте опорные слова текста. Определите, о чём будет говориться в тексте.
Коля, Женя, двор, мяч, игра, ворота, гол, любимая, игра
- В тексте будет говориться о Коле и Жене.
- В тексте будет говориться о футболе.
- Перепишите фрагмент рассказа Л.Н. Толстого «Котёнок», правильно вставляя пропущенные буквы. Объясните оформление предложений.
Ветер шевелил с_лому по д_роге, а к_тёнок играл с с_ломой, и дети рад_вались. П_том они нашли возле дороги щавель, пошли соб_рать его и забыли про к_тёнка. Вдруг они услышали, что кто-то громко кр_чит: «Назад, назад!» — и увид_ли, что скачет охотник, а впереди его две собаки увид_ли к_тёнка и хотят схв_тить его. А к_тёнок глупый, вместо того чтобы б_жать, пр_сел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закр_чала и поб_жала прочь от них. А Вася что было духу пустился к к_тёнку и в одно время с собаками подб_жал к нему. Собаки хотели схватить к_тёнка, но Вася упал животом на к_тёнка и закрыл его от собак.
Прочитайте. Наберите текст, разбив его на предложения. Вставьте пропущенные знаки препинания.
потоки воды размывают вершины оврага роют ямы на его дне образуют новые боковые овражки Они ползут во все стороны прорезают поля подступают к селениям размывают улицы уничтожают дороги подкапываются под дома Ветер загудел затрещал сорвал крышу сарая и помчался дальше. Вот он снова несётся ломает сучья крутит пыль на дороге подхватывает солому и бросает её через дорогу
10. Напишите рассказ по картинке, состоящий из четырёх предложений. Придумайте к нему заголовок. Правильно оформите текст.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Рассмотрите картинки. Подберите к ним правильные предложения. Прочтите получившийся текст.
Маша взяла яйцо в руки, и из него вылупился цыплёнок.
Маша вышла погулять. Светило яркое солнце.
Девочка отнесла цыплёнка курице с цыплятами.
В траве она увидела гнездо, котором лежало яйцо.
Напишите тему текста. Придумайте ему название.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Прочитайте слова. Можно ли сказать, о чём будет рассказ?
Маша, на грядке, морковка, поливала, лягушка, увидела
Составьте текст по опорным словам. Запишите. Придумайте название.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________