Конспект урока
Конспект урока по русскому языку
4 класс
Урок № 82
Тема: Правила правописания. Орфография
Я вспомню правила орфографии.
Я научусь определять места возможного возникновения орфографической ошибки; подбирать примеры с определённой орфограммой, писать без ошибок.
Глоссарий:
Орфография (правописание) — это система правил, регулирующих написание слов и их частей, правил о слитных, раздельных и дифференцирующих написаниях, об употреблении прописных букв, о правилах переноса.
Лексика — словарный состав языка (все слова русского языка).
Лексическое значение — то, что обозначает слово.
Толковый словарь объясняет значения слов.
Однокоренные слова — слова с одинаковым корнем, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Формы слова — одно и то же слово в разных формах (изменяется падеж, число, род, время)
Спряжение — изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени.
Орфограмма — такая буква, написание которой нужно проверить или запомнить.
Проверяемое слово — слово, в котором надо проверить написание буквы.
Проверочное слово — слово, в котором проверяемая буква стоит под ударением.
Литература:
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с. С. 140.
Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Ход урока
Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные орфограммы. Найдите подлежащее и сказуемое в каждом предложении.
Х_дил я в лес за гр_бами. Вдруг выл_тела б_льшая птица. А под елью пр_жались к земле тетеревята.
Заполните пропуски в словах
Л..гушонок прыгал по небольшой п_ляне. Вокруг м_лькали пр..красные цветастые бабочки. Жужжали пч_лы и несколько м_хнатых шм_лей. В з_лёной траве раскачивали своими г..ловками ароматные цв_ты. Вдруг небо зат_нулось с_роватыми тучами. Нач..лся дождь с гр..зой. Л..гушонок спрятался под гри.., чтобы переждать дождь.
Прочтите слова, вставьте пропущенные буквы, распределите слова по их частям речи.
Ш..с..надцать, но, к..л..грамм, с..йчас, не, прекрасный, пр..ветл..во, св..ркать, и, м..талл, с..годня, уж..н, ок..ло, справ.., налев.., инт..ресный, г..реть, агр..ном, д..журить, т..перь, дв..надц..ть, а, в..зде, над, п..ртрет, уж..нать, се..ть, п..йзаж, не, я.
Имена существительные:
Наречия:
Имена прилагательные:
Предлоги:
Имена числительные:
Частица:
Местоимения:
Союзы:
Глаголы:
- Проспрягайте глаголы
1 спряжение | в окончаниях — Е, — УТ, -ЮТ | Борюсь, борЕмся, бор___ся, бор___ся, бор___ся |
2 спряжение | в окончаниях — И, — АТ, — ЯТ | видИм, вид___, вид__, вид__, вид__ |
Элементы для подстановки:
ешь, ете, ет, ют, ишь, ит, ите, ят
5.
Посмотрите на картинки. Придумайте к ним предложение. Напишите его, правильно оформляя. Проверьте все орфограммы в тексте.
_____________________________________
_____________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
- Заполните кроссворд
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
2 | 5 | ||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
1 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
По горизонтали: | По вертикали: |
3. часть речи, которая обозначает предмет, явления природы, события, вещи, людей, зверей и отвечает на вопросы кто? или что? 8. часть речи, которая указывает на предметы, признаки и качества, но не называет их | 1. значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов 2. изменение слова по падежам и числам 4. значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов 5. главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала? (подчёркивается двумя чертами) 6. главный член предложения, который обозначает о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопрос кто? или что? (подчёркивается одной чертой) 7. изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам |
- Выберите из списка действия, которые необходимо выполнить при разборе слова по составу. Нужное подчеркните
Найти окончание в слове.
Найти все похожие слова в тексте.
Определить основу слова.
Изучить историю слова.
Определить корень слова.
Определить приставку.
Определить суффикс.
- Прочтите текст, исправьте орфографические ошибки, перепишите текст без ошибок.
Ежи
Унас под крыльцом живут ежы. По вечерам вся семья выходит гулять. Взрослые ежи роют землю маленькими лапами. Они достают корешки и едят. Маленкие ежата в это время играют, резвяца.
Аднажды к старому ежу подбежала сабака. Ёж свернулся вклубок и замер. Собака осторожно покатила ежа кпруду. Ёш плюхнулся в воду и поплыл. Я прогнал сабаку. На следующюю весну остался под крыльцом один старый ёжек. Куда девались остальные? Они переселились в другое место. Старый ёж незахотел пакинуть мой дом.
- Образуйте новые слова при помощи суффиксов «к», «н», «ешк» от слова «рыба». Запишите получившиеся слова.
________________________
________________________
________________________
10 . Напишите рассказ по картинке, состоящий из пяти предложений. Придумайте к нему заголовок. Правильно оформите текст.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Рассмотрите картинки. Пронумеруйте их в правильной последовательности. Составьте рассказ по картинкам и озаглавьте рассказ. Прочтите получившийся текст.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Образуйте новые слова при помощи приставок: «у», «за», «вы», «от» от слова «ехать».
__________________
__________________
__________________
__________________
13. Прочитайте. Вставьте правильные буквы на месте пропусков.
Х__роший обычай
Был у древних греков очень х__роший обычай. Каждые четыре года самые сильные, ловкие и быстрые юноши всей Греции соб__рались в д__лине ок__ло города Олимпия для сост__заний в _орьбе, беге, метани_ диска и молота. Ради этого греки забывали вражду. Тя__кое наказание гр__зило человеку с мечом.
Этот славный обыч__й дош__л и до наших дней. Каждые четыре года лу__шие спор__смены мира с__езжаются на спортивные с__стязания. В память об Олимпийских играх с__ревнования назвали олимпийскими. (По Д. Родари.).