Урок 83. Занимательные задачи по теме «Смешанные дроби»

Поделиться:
Конспект урока

Математика

5 класс

Урок № 83

Занимательные задачи по теме «Смешанные дроби»

Перечень рассматриваемых вопросов:

– обыкновенная дробь;

– правильная дробь;

– неправильная дробь;

– смешанная дробь.

Тезаурус

Дробь в математике – это число, состоящее из одной или нескольких равных частей (долей) единицы.

Правильные дроби – это дроби, в которых числитель меньше знаменателя.

Неправильные дроби – это дроби, в которых числитель равен или больше знаменателя.

Смешанные дроби – это числа, содержащие натуральное число и правильную дробь.

Обязательная литература

  1. Никольский С. М. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др.— М.: Просвещение, 2017. — 272 с.

Дополнительная литература

  1. Чулков П. В. Математика / Тематические тесты: 5 кл. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина. — М.: Просвещение, 2009. — 142 с.
  2. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2014. — 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

«Математике дóлжно учить в школе ещё с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни», – однажды сказал Лазар Карно. Но стоит добавить, что из потребностей человека и возникла математика. Сегодня мы рассмотрим, как это происходило.

Из старинных письменных источников, сохранившихся до наших дней, мы знаем некоторые сведения о математике Древнего Вавилона, Египта, Индии.

Например, около четырёх тысяч лет назад в Древнем Вавилоне с помощью деревянных палочек на мягкой глине изображали клинописью различные тексты, в том числе и математические.

Урок 83. Занимательные задачи по теме «Смешанные дроби»

Так, единицу, десять и одну вторую изображали такими знаками.

Урок 83. Занимательные задачи по теме «Смешанные дроби»

Торговля, как в то время, так и сейчас, тоже не обходилась без математики.

В Древнем Вавилоне использовались для этого такие единицы веса и денег, как:

1 талант = 60 мин;

1 мина = 60 шекелей.

Вот такую запись в этих единицах можно было встретить в Древнем Вавилоне:

Урок 83. Занимательные задачи по теме «Смешанные дроби»

На табличке представлена следующая запись:

2 таланта, 13 мин, 41 шекель.

Немного позднее эта запись стала читаться следующим образом: 2 единицы третьего разряда, 13 единиц второго разряда, 41 единица первого разряда. При этом стоит отметить, что разница между разрядами так и составляла шестьдесят единиц. Поэтому эту запись можно представить, как сумму числа два и дробей – тринадцать шестидесятых и сорок одна три тысячи шестисотая.

Урок 83. Занимательные задачи по теме «Смешанные дроби»

Теперь перенесёмся в Древний Египет. На практике при расчётах в Древнем Египте использовались дроби как с числителем, равным единице (например, одна вторая или одна восьмая), так и с другими числителями, которые появились немного позднее. Поэтому дробь пять восьмых выражали как сумму дробей одна вторая и одна восьмая.

Урок 83. Занимательные задачи по теме «Смешанные дроби»

Итак, несмотря на то что дроби появились в математических записях очень давно, без них невозможно представить и современную жизнь. Дроби используются в обозначении времени, в строительстве, в музыке.

Итак, на данном этапе изучения математики мы познакомились с обыкновенными дробями, рассмотрели их разновидности. Так, например, правильные дроби – это дроби, в которых числитель меньше знаменателя. Неправильные дроби – это дроби, в которых числитель равен или больше знаменателя. Смешанные дроби – это числа, содержащие натуральное число и правильную дробь.

Но сегодня нас интересуют не только виды дробей и исторические сведения о них, но и решение занимательных задач, связанных с этой темой. Решим одну из них.

Например, в найденных египетских папирусах есть такая задача. Количество и его четвёртая часть дают вместе пятнадцать. Найдите количество.

Для решения этой задачи примем количество за единицу. Тогда четвёртая часть количества – это дробь одна четвёртая. Теперь, исходя из условия задачи, сложим количество, т. е. единицу и его четвёртую часть, т. е. прибавим дробь одну четвёртую.

Урок 83. Занимательные задачи по теме «Смешанные дроби»

Решение. При решении этой задачи нужно понимать, что у каждой верёвки по два конца. По условию задачи мы имеем три целых верёвки, у которых по два конца, т. е. всего шесть концов, и ещё часть, у которой тоже будет два конца. Поэтому всего получается восемь концов. Это и есть искомый ответ.

Ответ: 8.

Решение задачи из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого.

Купил полторажды полтора аршина, дал полтретьяждыполтретьи гривны. Сколько надо дать за полдевятаждыполдевята аршина?

Решение.

На Руси использовались следующие названия смешанных дробей:

Урок 83. Занимательные задачи по теме «Смешанные дроби»

Эти названия становятся понятными, если внимательно прочитать дроби.

Урок 83. Занимательные задачи по теме «Смешанные дроби»

Соответственно, за покупку полдевятажды полдевята аршина отдали:

Урок 83. Занимательные задачи по теме «Смешанные дроби»

Тренировочные задания.

№ 1. 7 детей съедают 7 шоколадок за 7 дней. Сколько дней понадобится 12 ребятам для того, чтобы съесть 12 шоколадок?

Урок 83. Занимательные задачи по теме «Смешанные дроби»

Ответ: 7 дней.

№ 2. Мама разделила между дочерьми деньги следующим образом. Старшей дала половину от всей суммы и 10 руб., средней дала половину остатка и ещё 10 руб., а младшей дала половину остатка и последние 30 руб. Сколько денег дала мама дочерям?

Решение: начнём с младшей дочери. По условию она получила половину от остатка и последние 30 руб., т. е. 30 руб. это и есть половина от тех денег, что ей достались. Поэтому она получила:

30 · 2 = 60 руб.

Найдём, сколько денег получила средняя сестра, для этого рассмотрим условие задачи (средняя получила половину остатка и ещё 10 руб.), отсюда:

(60 + 10) · 2 = 140 руб.

Остаётся найти, сколько получила денег старшая дочь, для этого рассмотрим условие задачи (старшая получила половину суммы и ещё 10 руб.) и умножим результат на 2, тогда получится полная сумма денег, которые дала мама дочерям.

(140 + 10) · 2 = 300 руб.

Это и есть искомая сумма, которую получили дочери от мамы.

Ответ: 300 руб.