Конспект урока
Урок по русскому языку
4 класс
Урок №83
Тема: Изложение повествовательного текста по цитатному плану
Я вспомню, как пишется изложение и составляется план к нему.
Узнаю, какие виды плана изложения бывают, об особенностях цитатного плана.
Научусь оформлять цитатный план.
Глоссарий:
Изложение — пересказ текста (устный или письменный).
Цитата — дословно приведенное в произведении одного автора высказывание другого автора.
Цитатный план — это особый вид плана. Строится он с помощью цитат из текста. Целиком берутся фразы, которые содержат основное содержание.
Литература:
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с. С. 140.
Дополнительная литература
Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2000. С. 120-126.
Ход урока
- Прочитайте текст упражнения 310 на странице 140.
О чем этот текст?
______________________
Какова его главная мысль?
___________________________
Озаглавьте текст.
- Определите, сколько смысловых частей в тексте. Выберите ответ.
1) 1 часть
2) 3 части
3) 4 части
- Прочитайте текст упражнения 310 на странице 140. Установите соответствие между номером абзаца текста и его содержанием.
1 абзац
2 абзац
3 абзац
А) От страха Мурзик забрался на березу и оттуда наблюдал за лодкой. |
Б) Кот Мурзик разгрыз пробку от резиновой лодки. |
В) Лодка сдувалась, а Мурзик испугался. |
- Прочтите текст. Найдите в нем орфограммы, выделите их его желтым.
Мурзик лежал в лодке и долго грыз резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, который выпускал из резиновой лодки воздух. Жевать пробку ему понравилось. Через час Мурзик её разгрыз, и тогда случилось невероятное и страшное.
5. Прочтите текст упражнения 310 на странице 140. Для каждой части текста выберите цитату, которая станет пунктом плана изложения.
Напишите план изложения, правильно оформляя цитаты.
______________________________
- Разберите слова «(из) резиновой лодки» как части речи
Резиновой
Начальная форма: ____________
Часть речи: __________
Число: ___________
Род: ___________
Одушевленность/неодушевленность _____________
Падеж: ___________
Лодки
Начальная форма: ____________
Часть речи: __________
Число: ___________
Род: ___________
Одушевленность/неодушевленность _____________
Падеж: ___________
- Заполните кроссворд
2 | |||||||||||||||||
4 | 5 | ||||||||||||||||
1 | 6 | ||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
По горизонтали: | По вертикали: |
1. план изложения, состоящих их вопросительных предложений, подсказывающих пересказ 2. тип текста, в котором рассказывается или сообщается о чем-либо 3. картинки-помощники в изложении, или план | 2. письменное или устное изложение какого-нибудь текста 4. дословно приведенное в произведении одного автора высказывание другого автора 5. пересказ текста (устный или письменный) 6. тип плана изложения, основанный на односоставных назывных предложениях |
- Прочитайте текст. Найдите картинку-аналог понятию «тяжёлым галопом»
Куры раскудахтались по всем деревенским дворам. Чёрный кот промчался тяжёлым галопом через сад и прыгнул на берёзу. Оттуда он долго смотрел, как булькала странная лодка, выплёскивая толчками последний воздух.
1 картинка
2 картинка
- Прочтите выражение «тяжёлым галопом», найдите орфограммы, выделите их цветом. Объясните.
- Прочтите текст. Укажите, к какому виду текста относится произведение. Выберите правильный ответ.
Позавчера я был в зоопарке и видел жирафов. Они грациозно ходили по вольеру, нагибая свои длинные прекрасные шеи. Дети просовывали в вольер морковку, капустные листья, кукурузу. Жирафы предпочитали кушать морковь.
1) Повествование
2) Описание
3) Рассуждение
4) Это не текст
10 Рассмотрите картинки. Подберите к ним правильные номер последовательности. Составьте рассказ по картинкам и озаглавьте рассказ. Прочтите получившийся текст.
___________________________________
11. Прочитайте текст. Оформите его второе предложение как цитату.
В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш, по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили.
________________________________________________
12. Прочтите текст. Найдите в филворде слова, которые встречаются в тексте
В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш, по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили.
з | г | и | и | е |
н | и | к | н | е |
а | н | о | ч | т |
й | к | р | и | ш |
к | а | о | т | ы |
13. Придумайте ситуации, когда вам пригодится умение писать изложение.
____________________________________________
14. Прочтите пословицу, перепишите. Как вы ее понимаете? Запишите ответ.
Не дорог подарок, дорога любовь.
_________________________________________________