Урок 84. Работа с памятками учебника

Поделиться:
Конспект урока

Конспект урока по русскому языку

4 класс

Урок № 84

Тема: Работа с памятками учебника

Цель:

  • вспомнить, как правильно работать с памятками учебника.

Задачи:

  • научиться строить речевое высказывание, работать со схемами, таблицами, словарем, формулировками правил;
  • научиться планировать последовательность действий для получения и правильного использования информации из учебного пособия.

На уроке

мы узнаем:

  • как правильно работать с памятками учебника;

мы научимся:

  • делать схемы разбора слов и предложений;

мы сможем:

  • повторить орфографические правила.

Тезаурус

Оглавление — указатель заголовков издания, отражающий рубрикацию произведения и ускоряющий поиск частей издания.

Условные обозначения — графические символы, с помощью которых показывают (обозначают) виды объектов/деятельности.

Справочные материалы – словари, списки, иная информация справочного характера.

Словарь — справочная книга, содержащая собрание слов, расположенных по определённому принципу (по алфавиту, например), и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении.

Список литературы – это раздел, в котором указаны источники информации.

Литература:

Основная

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2018. 146-152 с.

Дополнительная

Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов — Москва, 1976 г. С. 341.

Ход урока

Учебник – это школьный товарищ. У любой книги есть справочный аппарат. В учебнике русского языка он включает:

Оглавление

Список условных обозначений

Справочные материалы

Словарь

Список литературы

В этих разделах вы найдете информацию, которая поможет быстро находить нужные разделы/правила/упражнения/примеры в учебнике. Памятки помогут быстро вспомнить правила разбора предложения или слова, правила орфографии.

Разбор имени существительного предполагает определение: (выделите правильные пункты маркером)

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое.
  4. Род. Склонение.
  5. Падеж. Число.
  6. Спряжение
  7. Роль в предложении.
  8. Прочтите образец записи разбора слова. Расшифруйте его, опираясь на памятку в учебнике.

Галку — сущ., кого?, н. ф. — галка, нариц., одуш., ж. р., 1-го скл., в вин. п., в ед. ч., вт. чл.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите, чего не хватает для полного разбора имени прилагательного? Впишите ответ

Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

Роль в предложении.

___________________

5. Прочтите образец записи разбора прилагательного. Расшифруйте его.

Цветущая (акация) — прил., какая?, н. ф. — цветущий, ж. р., в им. п., в ед. ч., вт. чл.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполните кроссворд

2

1

5

4

3

По горизонтали:

По вертикали:

3. указатель заголовков издания, отражающий рубрикацию произведения и ускоряющий поиск частей издания

1. справочная книга, содержащая собрание слов, расположенных по определённому принципу (по алфавиту, например), и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении

2. материалы – словари, списки, иная информация справочного характера называются….

4. обозначения, графические символы, с помощью которых показывают (обозначают) виды объектов/деятельности называют…

5. раздел книги, в котором указаны источники информации

  1. Прочтите перечень действий, совершаемых при разборе глагола. Зачеркните лишнее

Часть речи.

Начальная форма (неопределённая форма).

Спряжение.

Одушевленность – неодушевленность.

Время. Лицо и число. Род и число.

Роль в предложении.

  1. Прочтите устный разбор глагола. Сделайте запись.

1. Глядят — глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делают? 2. Начальная форма — глядеть. 3. Второе спряжение. 4. Глагол употреблён в настоящем времени, в 3-м лице, во множественном числе. 5. В предложении является сказуемым: Кошки (что делают?) глядят.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочтите текст. Произведите разбор по частям речи, подставляя в таблицу необходимые элементы.

Жираф гулял по вольеру, стремясь найти прохладную тень

Жираф

гулял

по

вольеру

стремясь

найти

прохладную

тень

Для выбора предоставлены элементы:

сущ.

гл.

с.

сущ.

прил.

сущ.

пр.

нар.

гл.

10. Рассмотрите картинки. Подберите к ним правильные номер последовательности. Составьте рассказ по картинкам и озаглавьте рассказ. Прочтите получившийся текст.

Урок 84. Работа с памятками учебникаУрок 84. Работа с памятками учебникаУрок 84. Работа с памятками учебника

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Прочтите пример разбора местоимения. Напишите алгоритм разбора местоимения.

Я люблю мороженое.

1. Я — местоимение, указывает на лицо.

2. Начальная форма — я.

3. 1-го лица, употреблено в именительном падеже, в единственном числе.

4. В предложении является подлежащим.

12. Дайте правильное определение звукобуквенному типу разбора слова. Выберите правильный ответ.

Звукобуквенный разбор слова предполагает:

Грамматический анализ

Фонетический анализ

Орфографический анализ

13. Произведите звукобуквенный разбор слова «кошка», опираясь на памятку учебника на с. 149 учебника.

Запишите его.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Закрасьте схему слова «кошка» правильно.

к

о

ш

к

а

15. Ознакомьтесь с орфографическим и орфоэпическим словарями в конце учебника.

Подставьте каждому словарю правильное определение.

Орфографический словарь

Орфоэпический словарь

словарь, содержащий перечень слов в их нормативном написании

словарь, отражающий современное литературное произношение и ударение