Урок 85. Глагол и его роль в предложении

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык. 3 класс.

Урок 85.

Тема. Глагол.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Закрепить знания о глаголе.
  2. Учиться применять знания на практике.

Глоссарий по теме:

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 131–143.
  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  3. Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 3 класс. – М.: Просвещение, 2018.

Открытый электронный ресурс по теме урока:

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? стоят в неопределённой форме. Неопределённая форма – это начальная форма глагола. Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на  — ти, — ть, — чь.

Глаголы изменяются по числам. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает?  что делал?

Глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов и отвечает на вопросы что делают? что сделают? что делали?

Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы что делает? что делают? Эти глаголы обозначают действия, которые происходят в настоящем времени. В момент речи. Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы что делал? что сделал? Эти глаголы обозначают действия, которые уже произошли в прошедшем времени, до момента речи. Глаголы в форме будущего времени отвечают на вопросы что сделает? что сделают? Эти глаголы означают действия, которые произойдут в будущем времени, после момента речи.

Род глагола прошедшего времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан.

Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.

Частица не с глаголами пишется раздельно. Это орфограмма. Частица не при глаголе придаёт высказыванию отрицательный смысл

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Множественное число глаголов.

Прочитайте слова. Выберите только те глаголы, которые стоят во множественном числе, подчеркните их.

Украшали, играет, благоухают, собираем, читаешь, раскрашиваете, вяжется, держатся, починят, смастерит.

Подсказка: неверный ответ выделить эффектом звукового сигнала.

Правильный ответ:

Украшали, играет, благоухают, собираем, читаешь, раскрашиваете, вяжется, держатся, починят, смастерит.

Задание. Число и род глаголов.

Прочитайте. Определите у глаголов число и род, надпишите.

Мама достала из корзинки плюшевого мишку.

Я очень обрадовался подарку.

Мои друзья заскочили ко мне в гости.

Над горизонтом показалось огненное солнце.

Подсказка: неверный ответ выделить эффектом звукового сигнала.

Правильный ответ:

ед.ч, ж.р.

Мама достала из корзинки плюшевого мишку.

ед.ч, м.р.

Я очень обрадовался подарку.

мн.ч

Мои друзья заскочили ко мне в гости.

ед.ч, ср. р.

Над горизонтом показалось огненное солнце.