Урок 85. Повторение и систематизация изученного

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

5 класс

Урок № 85

Повторение и систематизация изученного

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

1. Разделы грамматики, их единицы языка.

2. Правописание изученных орфограмм.

3. Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

Тезаурус

Глагол – часть речи, которая обозначает действие глагола и отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?».

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?».

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?» или «что?».

Лексика – наука о языке, которая изучает словарный состав языка.

Морфемика– наука о языке, которая изучает словарный состав языка.

Морфология – раздел науки о языке, в котором изучаются слова как части речи.

Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает строение словосочетаний и предложений.

Фонетика – раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016 – 192 с.

Дополнительная литература:

1. Бондаренко М. А. Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации и поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2019. – 239 с.

2. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Язык – это многоуровневая система. Единицы языка неодинаковы по своему строению. Самая простая единица языка – фонема. Минимальная значимая единица – морфема (корень, суффикс, приставка, окончание). Относительно самостоятельная единица – слово. Далее следует словосочетание. И наиболее сложная и самостоятельная единица языка – предложение и текст. Всё это изучают разные разделы науки о языке: фонетика, морфемика, лексика, морфология, синтаксис.

Фонетика – раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

В русском языке 6 гласных и 36 согласных звуков.

Гласные звуки: [а], [о], [у], [и], [ы], [э].

Гласные могут быть ударными и безударными. Например, вода́ – [вада́].

Согласные звуки могут быть звонкими и глухими, могут образовывать пары звонких и глухих звуков: [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [ж] – [ш], [з] – [с]. Не образуют пар звонкие [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [j́’]. Не образуют пар глухие [х] – [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Согласные могут быть парными по твёрдости и мягкости. Например, [б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’].

Морфемика – раздел науки о языке, в котором изучается состав слова.

Морфема – это наименьшая значимая часть слова. Русский язык богат морфемами. Это приставки, суффиксы, корни, окончания.

Окончание – значимая часть слова, которая образует формы слова, а также служит для связи слов в предложении и словосочетании. Например, в слове школа окончание —а. В слове ученики окончание —и.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Например, в словах дружный, дружить корень -друж-.

Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например: стол – стол-ик.

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Например: грязный – не-грязный.

Основа – это часть слова без окончания.

Вспомним орфограммы в разных морфемах. Начнём, конечно, с корня.

Все безударные гласные в корне делятся на проверяемые ударением, непроверяемые ударением и чередующиеся гласные.

Слова с непроверяемыми гласными в корне – это словарные слова, например ароматный, громадный, баскетбол. Их нужно запомнить, а в случае затруднения обращаться к словарю.

Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением: чароде́й – ча́ры, хаоти́чный – ха́ос.

Корни с чередованием гласных нужно знать наизусть. Это корни -бер- – -бир-, -дер- – -дир-, -мер- – -мир-, -пер- – -пир-, -жег- – -жиг-, -чет- – -чит-, -блест- – -блист-.

В корнях с чередованием е – и пишется буква и, если после корня идёт суффикс —а-. В остальных случаях пишется буква е. Слова-исключения: сочетать, сочетание, чета.

В корнях -лаг- – -лож- пишется в корне буква а, если после корня стоит суффикс —а-: полагать, положить.

В корнях -раст- – -ращ- – -рос- выбор буквы в корне зависит от конечного согласного корня. Перед ст и щ пишется буква а, перед с пишется буква о: расти, вырос, выращенный. Исключения: росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик.

Перед буквами я, ю, е, ё пишется ъ после приставок, оканчивающихся на согласную: подъём, въезд, а также в сложных словах: двухъярусный, четырехъязычный. В остальных случаях, когда требуется разделительный знак, пишется ь: вьюга, пью.

Правописание безударных падежных окончаний существительных можно проверить ударными гласными в окончаниях тех же падежей.

Окончание пишется:

1) у существительных 1-го склонения в дательном и предложном падежах: Родине (как земле́);

2) у существительных 2-го склонения в предложном падеже: о лесе (как о коне́).

Окончание -и пишется:

1) у существительных 1-го склонения в родительном падеже: дяди (как земли́);

2) у существительных 3-го склонения ткани, матери (как степи́);

3) у существительных на —ия, -ие, -ий в родительном, дательном и предложном падежах: у акации (заканчивается на -ия).

Чтобы правильно написать окончание прилагательного, нужно найти в предложении существительное, от которого оно зависит, и от этого существительного задать к прилагательному вопрос: зима (какая?) снежная. Окончание прилагательного будет таким же, как и окончание вопросительного слова.

Окончание глаголов зависит от спряжения.

Глаголы первого спряжения имеют личные окончания -у(-ю), -ешь (-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют). Например, думает, зеленеют.

Глаголы второго спряжения имеют окончания -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят). Например, красит, пилят.

Все части речи изучает морфология.

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?» или «что?». Летит (что?) шар.

Имя прилагательное – часть речи которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?». Шар (какой?) воздушный.

Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?». Шар (что делает?) летит.

Синтаксис изучает словосочетания и предложения.

При помощи предложений мы выражаем свои чувства и мысли. Все предложения по количеству грамматических основ делятся на простые и сложные. Простое предложение имеет одну грамматическую основу. Например: «Осень наступила». Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Например: «Осень наступила, высохли цветы. Налетели тучи, и пошёл дождь». Простые предложения в составе сложного на письме разделяются запятой.

Лексика – наука о языке, которая изучает словарный состав языка. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Для этого можно использовать также близкие по значению слова – синонимыуна – месяц), слова с противоположным значением – антонимырасивыйбезобразный), устойчивые словосочетания – фразеологизмыпустя рукава), а также различные пословицы (Без труда не вынешь и рыбку из пруда) и поговорки (бабушка надвое сказала).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите один правильный вариант ответа.

В каком слове пишется разделительный ь: под…ёмный, с…ёжились, об…явление, с…езд, неот…емлемый, под…ём, в…юн, раз..езд.

Разбор задания:

Перед буквами я, ю, е, ё после приставок, оканчивающихся на согласную, пишется ъ: под…ёмный, с…ёжились, об…явление, с…езд, неот…емлемый, под…ём, раз..езд. В остальных случаях, когда требуется разделительный знак, пишется ь: вьюн.

Правильный ответ: вьюн.

2. Сортировка элементов по категориям

Рассортируйте слова из отрывка стихотворения.

С горы бежит поток проворный, 

В лесу не молкнет птичий гам, 

И гам лесной и шум нагорный – 

Всё вторит весело громам.  

(Ф. Тютчев)

имена существительные 

имена прилагательные 

глаголы 

Варианты ответов:

Горы, поток, лесу, гам, шум, громам, проворный, птичий, лесной, нагорный 

бежит, не молкнет, вторит. 

Правильные ответы

имена существительные 

имена прилагательные 

глаголы 

горы, поток, лесу, гам, шум, громам 

проворный, птичий, лесной, нагорный 

бежит,  молкнет, вторит