Конспект урока
Русский язык
6 класс
Урок № 86
Повторение изученного в 5 классе о глаголе
Перечень рассматриваемых вопросов
1. Глагол как часть речи.
2. Морфологические признаки глагола.
3. Употребление глагола в речи.
4. Спряжение глагола.
5. Личные окончания глагола.
6. Правописание глаголов.
7. Способы образования глагола.
Тезаурус
Глагол – часть речи, обозначающая действие или состояние и изменяющаяся по временам, лицам, числам.
Спряжение – изменение глаголов по временам, числам, лицам и родам.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2018. – 175 с.
Дополнительная литература:
1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – 4-е изд., М.: Просещение, 1997. – 944 с.
Открытые электронные ресурсы:
1. Сайт о культуре письменной речи Gramma – URL: http://gramma.ru/RUS/?id=4.0 (дата обращения: 04.06.2019)
1. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и стилистике – URL: http://rosental-book.ru/ (дата обращения: 04.06.2019).
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
В этой загадке говорится о глаголе.
Как вы знаете, глагол – это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы «что делать?» и «что сделать?».
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Первые отвечают на вопрос «что сделать?». Вторые – «что делать?».
Обратимся к примерам.
«Что сделать?» – прийти, полить, открыть.
«Что делать?» – приходить, поливать, открывать.
Начальной формой глагола является инфинитив. Инфинитив лишь называет действие, отвечая на вопросы: «что делать?», «что сделать?», он не указывает ни на время, ни на лицо, ни на число, поэтому его ещё называют неопределённой формой глагола.
Инфинитив легко узнать, он оканчивается на -ть (лаять, белить), -ти (пасти, везти), а также на —чь (жечь, печь, стеречь). Инфинитив может иметь суффикс (постфикс) -ся или -сь. Например, умываться, перенестись.
Глаголы образуются от существительных, прилагательных, других глаголов (прибавлением суффиксов и/или приставок, сложением основ).
Например:
Ёж – ёжиться.
Ехать – подъехать
Красный – краснеть.
Глаголы изменяются по временам, то есть бывают настоящего, прошедшего или будущего времени.
В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам. В прошедшем времени – по родам (в единственном числе) и числам.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
(Алексей Плещеев)
В одном четверостишии использованы все времена глагола.
Тает – настоящее время.
Повеяло – прошедшее время.
Засвищут, оденется – будущее время.
Спряжение глаголов – это изменение по лицам и числам. Глагол имеет 2 спряжения.
Ко второму спряжению также относятся: четыре глагола на —ать: слышать, гнать, держать, дышать и семь глаголов на -еть: видеть, смотреть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть.
Все глаголы на -ить, кроме брить, стелить.
Все остальные глаголы относятся к первому спряжению.
Нужно помнить, частица не пишется с глаголами раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые без не употребляются без не (ненавидеть, негодовать, недоумевать).
В предложении глаголы чаще всего выступают в роли сказуемых.
Буря мглою небо кроет.
Белеет парус одинокий.
Буря (что делает?) кроет.
Парус (что делает?) белеет.
Тренировочные задания
Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте
Подставьте нужные буквы в места пропусков.
За один раз дерева не сруб..ш..
Наперёд не зна..ш.., где найдеш.., где потеря..ш..
За двумя зайцами погон…ш…ся, ни одного не пойма…ш..
Грамоте учит..ся – всегда пригодит..ся.
Лодырю всегда нездоров..т..ся.
Правильный ответ.
Срубишь – 2 спр., 2 лицо.
Знаешь – 1 спр., 2 лицо.
Найдёшь – 2 лицо.
Потеряешь – 1 спр., 2 лицо.
Погонишься – 2 спр., 2 лицо.
Поймаешь – 1 спр., 2 лицо.
Учиться – что делать?
Пригодится – что сделает?
Нездоровится – что делает? 2 спр.
Установление соответствий между элементами двух множеств
Установите соответствие между глаголом и формой времени, в которой он употреблён.
А. засох (без воды) 1) наст. вр
Б. заметить (ошибку) 2) прош. вр
В. забежит (за дерево) 3) буд. вр
4) нет врем.
Правильный ответ:
Засох (без воды) Прошедшее время
Заметить ошибку Нет времени
Забежит (за дерево) Будущее время