Урок 86. Повторение изученного в 5 классе о глаголе

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

6 класс

Урок № 86

Повторение изученного в 5 классе о глаголе

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Глагол как часть речи.

2. Морфологические признаки глагола.

3. Употребление глагола в речи.

4. Спряжение глагола.

5. Личные окончания глагола.

6. Правописание глаголов.

7. Способы образования глагола.

Тезаурус

Глагол – часть речи, обозначающая действие или состояние и изменяющаяся по временам, лицам, числам.

Спряжение – изменение глаголов по временам, числам, лицам и родам.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2018. – 175 с.

Дополнительная литература:

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – 4-е изд., М.: Просещение, 1997. – 944 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Сайт о культуре письменной речи Gramma – URL: http://gramma.ru/RUS/?id=4.0 (дата обращения: 04.06.2019)

1. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и стилистике – URL: http://rosental-book.ru/ (дата обращения: 04.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

В этой загадке говорится о глаголе.

Как вы знаете, глагол – это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы «что делать?» и «что сделать?».

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Первые отвечают на вопрос «что сделать?». Вторые – «что делать?».

Обратимся к примерам.

«Что сделать?» прийти, полить, открыть.

«Что делать?» – приходить, поливать, открывать.

Начальной формой глагола является инфинитив. Инфинитив лишь называет действие, отвечая на вопросы: «что делать?», «что сделать?», он не указывает ни на время, ни на лицо, ни на число, поэтому его ещё называют неопределённой формой глагола.

Инфинитив легко узнать, он оканчивается на -ть (лаять, белить), -ти (пасти, везти), а также на —чь (жечь, печь, стеречь). Инфинитив может иметь суффикс (постфикс) -ся или -сь. Например, умываться, перенестись.

Глаголы образуются от существительных, прилагательных, других глаголов (прибавлением суффиксов и/или приставок, сложением основ).

Например:

Ёж – ёжиться.

Ехать – подъехать

Красный – краснеть.

Глаголы изменяются по временам, то есть бывают настоящего, прошедшего или будущего времени.

В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам. В прошедшем времени – по родам (в единственном числе) и числам.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

(Алексей Плещеев)

В одном четверостишии использованы все времена глагола.

Тает – настоящее время.

Повеяло – прошедшее время.

Засвищут, оденется – будущее время.

Спряжение глаголов – это изменение по лицам и числам. Глагол имеет 2 спряжения.

Ко второму спряжению также относятся: четыре глагола на —ать: слышать, гнать, держать, дышать и семь глаголов на -еть: видеть, смотреть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть.

Все глаголы на -ить, кроме брить, стелить.

Все остальные глаголы относятся к первому спряжению.

Нужно помнить, частица не пишется с глаголами раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые без не употребляются без не (ненавидеть, негодовать, недоумевать).

В предложении глаголы чаще всего выступают в роли сказуемых.

Буря мглою небо кроет.

Белеет парус одинокий.

Буря (что делает?) кроет.

Парус (что делает?) белеет.

Тренировочные задания

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Подставьте нужные буквы в места пропусков.

За один раз дерева не сруб..ш..

Наперёд не зна..ш.., где найдеш.., где потеря..ш..

За двумя зайцами погон…ш…ся, ни одного не пойма…ш..

Грамоте учит..ся – всегда пригодит..ся.

Лодырю всегда нездоров..т..ся.

Правильный ответ.

Срубишь – 2 спр., 2 лицо.

Знаешь – 1 спр., 2 лицо.

Найдёшь – 2 лицо.

Потеряешь – 1 спр., 2 лицо.

Погонишься – 2 спр., 2 лицо.

Поймаешь – 1 спр., 2 лицо.

Учиться – что делать?

Пригодится – что сделает?

Нездоровится – что делает? 2 спр.

Установление соответствий между элементами двух множеств

Установите соответствие между глаголом и формой времени, в которой он употреблён.

А. засох (без воды)            1) наст. вр

Б. заметить (ошибку)        2) прош. вр

В. забежит (за дерево)      3) буд. вр

                                            4) нет врем.

Правильный ответ:

Засох (без воды) Прошедшее время

Заметить ошибку Нет времени

Забежит (за дерево) Будущее время