Урок 9. Изложение

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 9. Изложение

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Способы конструирования предложений с помощью опорных слов.

2) Правила оформления текста на письме.

3)Правила подбора заголовка к тексту.

Тезаурус:

Изложение– устный или письменный пересказ текста.

Заголовок–это название текста. Заголовок может отражать тему текста или главную мысль.

Опорные слова – это слова, которые передают основное содержание текста.

Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.

Главная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать читателю автор.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 16–22.

2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева.– М.: Просвещение, 2017. – С. 8–11.

3. Щёголева Г. С. Моя письменная речь: учебн. тетрадь. 2 класс / Г.С. Щёголева. – СПб.: Специальная Литература, 2017.– С. 8–11.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Вспомните, что такое изложение.

Изложение – устный или письменный пересказ текста. Прочитайте внимательно текст. Попробуйте его пересказать. Составить предложения для пересказа вам помогут опорные слова. По ним можно определить основное содержание текста. Обратите внимание, из каждой строчки слов составляем только одно предложение. Предложений будет столько, сколько строчек. Чтобы предложение получилось понятным, надо добавить недостающие слова и слова, которые помогут связать предложения в тексте.

Текст можно разделить на части. Выделяют три части текста: вводную, основную и заключительную. Каждая новая часть пишется с красной строки.

Большинство текстов имеют заголовок или название. Заголовок отражает тему или главную мысль рассказа. Подумайте, какой заголовок наиболее удачный к тексту. Заголовок нужно писать в центре первой строки.

При записи текста, слова нужно записывать грамотно, диктуя себе каждое слово. Некоторые слова нужно будет не только проговорить, но и вспомнить правила написания. Трудные слова можно проверить по орфографическому словарю.

Теперь, используя опорные слова, попробуйте составить текст. Помните, в предложении слова, содержащие новое, стоят в конце. После записи текст нужно проверить. Прочитайте получившийся текст. Подумайте, всё ли в нём понятно. Проверьте по опорным словам.

Примерный разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Дождь.

Вставьте недостающие по смыслу слова в предложения.

Вдруг набежала __________. Ветер закачал _________. Застучали частые __________ дождя.

капли деревья туча

Подсказка: если вы поставили слово правильно, то оно изменит цвет.

Правильный ответ:

Вдруг набежала туча. Ветер закачал деревья. Застучали частые капли дождя.

Задание. Гроза.

Восстановите порядок предложений в тексте.

По дороге они укрылись в шалаше.

Светило солнце.

Ветер закачал деревья.

Вдруг набежала туча.

Вася и Рая рвали на лугу щавель.

Дети помчались домой.

Застучали частые капли дождя.

Подсказка: правильно составленный текст изменит цвет.

Правильный ответ:

Светило солнце.

Вася и Рая рвали на лугу щавель.

Вдруг набежала туча.

Ветер закачал деревья.

Застучали частые капли дождя.

Дети помчались домой.

По дороге они укрылись в шалаше.