Урок 9. Имя существительное

Поделиться:

5 класс, русский язык

Конспект урока

Русский язык

5 класс

Урок 9

Имя существительное

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Повторение знаний об имени существительном.

2. Повторение правописания падежных и родовых окончаний имён существительных.

3. Мягкий знак после шипящих на конце существительных.

Тезаурус

Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Склонение – это изменение слов по падежам и числам.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – С. 45-48.

Дополнительная литература:

1. Рыбченкова Л.М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л.М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С.42-43.

2. Рыбченкова Л.М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 2. // Рыбченкова Л.М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С. 8-25.

Открытые электронные ресурсы:

1. Сайт «Культура русской речи» www.gramma.ru (Дата обращения 04.07.2019).

2. Сайт Словари.ру URL:http://slovari.ru (Дата обращения 04.07.2019).

3. Национальный корпус русского языка — URL:http://www.ruscorpora.ru (Дата обращения 04.07.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Хорошо летом у бабушки в деревне! Пятиклассники Петя и Аня рассматривали найденные на чердаке книги и показывали их Джейсону, который приехал вместе с родителями изучать русский язык.

– Ой, моя любимая книжка: Самуил Яковлевич Маршак. «Багаж», – обрадовалась Аня и начала читать:

Дама сдавала в багаж

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку

И маленькую собачонку.

– О, я вижу на картинке эти предметы: дама…диван, чемодан, саквояж, – сказал Джейсон. – Аня, а почему ты читала «картину, корзину, картонку и собачонку», если тут нарисованы картина, корзина, картонка (это, наверное, коробка) и собачонка.

– В русском языке слова, обозначающие предметы, изменяются, – пояснил Петя. – Они склоняются, то есть изменяются по падежам и числам.

– Да, – подтвердила Аня, – имена существительные склоняются. В русском языке шесть падежей: именительный (кто? что?), родительный (кого? чего?), дательный (кому? чему?), винительный (кого? что?), творительный (кем? чем?), предложный (о ком? о чём?).

– А почему у каждого падежа по два вопроса? – спросил Джейсон.

– Вопросы кто? кого? кому? кого? кем? о ком? задаются к одушевлённым существительным, а вопросы что? чего? чему? что? чем? о чём? – неодушевлённым, – разъяснил Петя.

– Ясно, – твёрдо сказал Джейсон и начал перечислять, – кто? Дама. Сдавала что? Багаж, диван, чемодан, саквояж. А дальше непонятно. Должно быть: сдавала что? картина, корзина, картонка, кто? собачонка. Почему «сдавала картину, корзину, картонку…собачонку»?

– У существительных картина, корзина, картонка, собачонка другое склонение, поэтому – другое окончание, – ответила Аня.

– А сколько у существительных склонений? – спросил Джейсон.

Аня с удовольствием начала рассказывать:

– У имён существительных три склонения. К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями , . Например:

Урок 9. Имя существительное

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием:

Урок 9. Имя существительное

и среднего рода с окончаниями , :

Урок 9. Имя существительное

В третье склонение входят существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа:

Урок 9. Имя существительное

– Попробую просклонять в единственном числе слово собачонка, – сказал Джейсон и начал письменно склонять слово.

Именительный: что? – собачонка

Родительный: нет чего? – собачонк…

Дательный: дать чему? – собачонк…

Винительный: вижу что? – собачонку

Творительный: гордиться чем? – собачонкой

Предложный: думать о чём?– о собачонк…

– А что это ты за многоточия оставил в формах родительного, дательного и предложного падежей? – спросила Аня.

– А мне хотелось написать в окончании то букву Е, то букву И, – ответил Джейсон. – И я не знаю, как правильно…

– В единственном числе у существительных первого склонения в родительном падеже пишется окончание или , а в дательном и предложном падеже ,– объяснил Петя. – Нет собачонки, подойти к собачонке, думать о собачонке.

Аня подсказала:

Безударное окончание у существительных можно проверить другим существительным того же склонения, числа и падежа, но с ударным окончанием:

— первое склонение (проверка словами вода, земля): от вишни (от земли); к деревне (к воде); о дедушке (о воде); о картине (о земле);

— второе склонение (проверка словами село, конь): на месте (на селе); о диване (о коне);

— третье склонение (проверка словами степь, рожь): у тетради (у степи, у ржи).

– Только это правило не относится к существительным, оканчивающимся на -ие,ия, -ий, – уточнил Петя. – Например, здание, станция, квитанция, санаторий.

– Предлагаю составить таблицу окончаний имён существительных в единственном числе, – сказала Аня. – В первой колонке – падежи, в которых при письме чаще всего делают ошибки: родительный, дательный, предложный. Во второй, третьей, четвёртой колонках – типы склонений и окончания существительных.

Падежи

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

Родительный

-и (-ы)

-а (я)

Дательный

-у (-ю)

Предложный

Составленную таблицу дети повесили на стену. Они знали, что у изменяемых частей речи грамматическое значение выражено окончанием. Поэтому важно не только правильно определять окончание в слове, но и его писать.

– А я ещё заметил, – сказал Джейсон, – что у существительных третьего склонения степь, тетрадь на конце пишется буква мягкий знак. Это потому что там произносится мягкий согласный? Он всегда в третьем склонении пишется?

– Да. У существительных третьего склонения на конце слова всегда пишется мягкий знак. Даже после некоторых шипящих, хотя иногда там и не слышится мягкий согласный. Например, мы[ш]ь, бро[ш]ь, роско[ш]ь.Но только у существительных 3-го склонения! В словах, например, шалаш (2 склонение) и возле дач (1 склонение), мягкий знак не пишется, – объяснил Петя.

– Понятно теперь, – подытожил Джейсон, – почему слова багаж и саквояж написаны без мягкого знака. Это существительные второго склонения. А ещё я запомнил, что имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Существительное склоняется, то есть изменяется по падежам и числам. Безударные окончания существительных можно проверить другим существительным того же склонения с ударным окончанием.

Теоретический материал для углублённого изучения

Некоторые сведения об именах существительных

Словарный состав русского языка всё время меняется: появляются новые предметы (предмет как носитель признака), а вместе с ними и новые слова. Совсем недавно в русском языке появились слова интернет, селфи, сайт. Но есть слова, которые постепенно выходят из активного употребления, как, например, слово козни. В поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» старец называет Руслана, у которого злой волшебник Черномор украл Людмилу, «злых козней» истребителем. Это значит, что Руслан истребит козни Черномора – тайные злые умыслы (умысел – заранее обдуманное намерение сделать что-либо обычно предосудительное, дурное). Со словом козни существует фразеологизм (устойчивое сочетание слов) – строить козни (против кого-либо замышлять зло, тайно вредить кому-то). Этот фразеологизм в современном русском языке редко используется.

Если значение какого-нибудь слова незнакомо, то можно обратиться к толковому словарю.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

В каком ряду все существительные относятся к III склонению?

А) конь, дождь, степь;

Б) молодёжь, камыш, сирень;

В) мышь, кисть, дочь;

Г) туч, луж, дач.

Разбор задания. Вспоминаем, что к III склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.

Проверяем слова.

А) конь□ (м. р.), дождь□ (м. р.), степь□ (ж. р.) – не подходит, так как есть слова мужского рода;

Б) молодёжь□ (ж. р.); камыш□ (м. р.), сирень□ (ж. р.) – не подходит, так как есть слово мужского рода;

В) мышь□ (ж. р.), кисть□ (ж. р.), дочь□ (ж. р.) – подходит, так как все слова относятся существительные женского рода с нулевым окончанием в единственном числе, именительном падеже;

Г) туч□ (ж. р.), луж□ (ж. р.), дач□ (ж. р.) – не подходит, так как эти существительные хотя относятся к женскому роду, но имеют в форме именительного падежа единственного числа окончание -а.

Ответ: В.

Найдите и зачеркните буквы, которые не должны писаться в окончаниях данных существительных

Жить в деревн (е, и); уехать из деревн (е, и); перебегать от берёзк (е, и) к берёзк (е, и), букет сирен (е, и), сидел на дереве (е, и).

Разбор задания. Вспоминаем, что безударное окончание у существительных можно проверить другим существительным того же склонения, числа и падежа, но с ударным окончанием.

Проверяем:

Жить в деревне – I скл., предл. п.: в земле;

уехать из деревни – I скл., родит. п.: из земли;

перебегать от берёзки – I скл., родит. п.: от земли; к берёзке– Iскл, дат. п.: к земле;

букет сирени – III скл., родит. п.: степи;

сидел на дереве – II скл., предл. п: на коне.

Ответ:

Жить в деревн (е, и);уехать из деревн (е, и); перебегать от берёзк (е, и) к берёзк (е, и), букет сирен (е, и), сидел на дереве (е, и).