Урок 9. Предложение с обособленными членами и его грамматическая основа

Поделиться:

Урок 9. Предложение с обособленными членами и его грамматическая основа
В предложении, представленном ниже, пропущены запятые. Расставьте их.
Мой (?) друг (?) заядлый (?) рыбак (?) каждую (?) субботу (?) непременно (?) ездит (?) на озеро (?) расположенное (?) вдали (?) от поселка (?) в лесу (?) и возвращается (?) только поймав (?) по-настоящему (?) крупную (?) рыбу.
Правильный ответ
Мой друг, заядлый рыбак, каждую субботу непременно ездит на озеро, расположенное вдали от поселка, в лесу, и возвращается, только поймав по-настоящему крупную рыбу.
На первый взгляд не так-то просто разобраться, где ставить запятые. Но если внимательно посмотреть на структуру предложения, можно увидеть в нем несколько уже знакомых вам элементов – обособленных членов предложения. В этом уроке мы вспомним, что такое обособление и когда члены предложения становятся обособленными.
Основное содержание урока
Итак, что же такое обособление?
Обособлением называют выделение осложняющих членов предложения пунктуационно и при помощи интонации.
Давайте вспомним, какие члены предложения могут обособляться. Для этого рассмотрим несколько предложений
Предложение 1: По улице шел человек, неся в руках большой букет цветов.
Чтобы понять, зачем в этом предложении нужна запятая, сначала найдем грамматическую основу. «Человек (что делал?) шел» — слово «человек» будет подлежащим, «шел» — сказуемым.
Теперь обозначим второстепенные члены предложения. Человек шел (где?) по улице. По улице – обстоятельство места.
Невыделенным остался последний элемент – обособленный член предложения: «неся в руках большой букет цветов». Зададим к нему вопрос. Шел по улице (как?) неся в руках большой букет цветов. Перед нами – обособленное обстоятельство.
По улице шел человек, неся в руках большой букет цветов.
Оно выражено деепричастным оборотом. Итак, первый обособленный член – обособленное обстоятельство.
Рассмотрим еще одно предложение.
Предложение 2: В нашем саду, еще недавно покрытом снеговыми заносами, распустились цветы.
Найдем грамматическую основу. Цветы (что сделали?) распустились. Цветы – подлежащее, распустились – сказуемое.
Цветы распустились (где?) в саду. В саду – обстоятельство места.
Можем ли мы сейчас определить, чем будет являться обособленный член? Давайте зададим к нему вопрос: в саду (каком?) – и ответим всем причастным оборотом: еще недавно покрытом снеговыми заносами. Перед нами – обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
В нашем саду, еще недавно покрытом снеговыми заносами, распустились цветы.
Итак, второй обособляемый член – определение.
Рассмотрим третье предложение.
Предложение 3: Навстречу нам выбежала собака, еще маленький щенок.
Какой будет грамматическая основа в нем?
Распространенная ошибка – думать, что щенок и собака здесь – два подлежащих. Если бы это было так, то собак на самом деле было бы две и сказуемое нужно было бы поставить во множественное число. Здесь же собака всего одна, она и есть – маленький щенок.
Итак, грамматическая основа этого предложения – «собака выбежала».
А что же такое тогда «щенок»? Нетрудно догадаться, что «щенок» — не второе подлежащее, а особый тип определения, который называют приложением. Собака (какая?) еще маленький щенок.
Навстречу нам выбежала собака, еще маленький щенок.
Третий обособленный член – приложение.
Ну, и наконец, четвертое предложение. Оно будет похоже на предыдущее.
Предложение 4: В чаще леса, на краю оврага, стояла избушка.
Как и в предыдущем предложении, в этом случае может показаться, что мы имеем дело с однородными членами — обстоятельствами. На самом же деле это не так. Ведь если бы речь шла об однородных членах, второй запятой просто не было бы. Мы же имеем дело с обособленным членом – уточнением.
В чаще леса, на краю оврага, стояла избушка.
Итак, последний обособленный член – уточнение.

Ключевые слова:
Обособленные члены предложения, обособленное обстоятельство, обособленное определение, обособленное приложение, уточняющие члены предложения.
Основные понятия:
o Обособлением называют выделение осложняющих членов предложения пунктуационно и при помощи интонации.
o В основном, обособляются (выделяются с двух сторон запятыми на письме) следующие второстепенные члены предложения:
— определения, выраженные причастными оборотами, развернутые определения, определения, стоящие после определяемого слова;
— обстоятельства, выраженные деепричастиями или деепричастными оборотами;
— приложения;
— уточняющие обстоятельства.
Разбор типового тренировочного задания
Выделите в тексте ниже все обособленные обстоятельства.
В городе Н., расположенном в самой низкой части, все чаще случаются наводнения. Не желая покидать свои дома, жители города порой остаются без крыши над головой и средств к существованию. И все же они не готовы променять родной город, где выросли и прожили жизнь, ни на какие удобства. Удивительно, но продолжительность жизни в Н. с каждым годом, не переставая, растет.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложения;
2) найти все обособленные члены предложения – обстоятельства, определения, приложения, уточнения;
3) выделить эти обособленные члены в тексте.
Ответ: В городе Н., расположенном в самой низкой части, все чаще случаются наводнения. Не желая покидать свои дома, жители города порой остаются без крыши над головой и средств к существованию. И все же они не готовы променять родной город, где выросли и прожили жизнь, ни на какие удобства. Удивительно, но продолжительность жизни в Н. с каждым годом, не переставая, растет.
Разбор типового контрольного задания
Расставьте знаки препинания в тексте.
Ничто не могло сейчас быть для него желаннее сна бесконечного и безмятежного. Закрывая глаза он мечтал больше не открывать их в течение как минимум недели. Но спать было нельзя. Можно было не уследить за огнем так предательски потрескивавшем на ветру и остаться без тепла и пищи. Он опытный охотник знал множество самых разных историй о заблудившихся в лесу и погибших там. И он держался. Здесь у костра он впервые за много лет захотел вернуться в детство к маме и своим игрушкам.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать текст;
2) найти в нем члены предложения, которые обычно обособляются;
3) выделить обособленные члены предложения запятыми.
Ответ: Ничто не могло сейчас быть для него желаннее сна, бесконечного и безмятежного. Закрывая глаза, он мечтал больше не открывать их в течение как минимум недели. Но спать было нельзя. Можно было не уследить за огнем, так предательски потрескивавшем на ветру, и остаться без тепла и пищи. Он, опытный охотник, знал множество самых разных историй о заблудившихся в лесу и погибших там. И он держался. Здесь, у костра, он впервые за много лет захотел вернуться в детство, к маме и своим игрушкам.