Урок 95. Морфологический анализ глагола. Рассказ на основе услышанного

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

6 класс

Урок № 95

Морфологический анализ глагола. Рассказ на основе услышанного

Перечень рассматриваемых вопросов

Морфологический анализ глагола.

Рассказ на основе услышанного.

Тезаурус

Морфологический разбор глагола– это характеристика глагола как части речи, учитывающая специфику его использования.

Рассказ – это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

Опорные слова – это слова, по которым можно восстановить смысл текста.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2015. – с.133 – 175 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015. – 21 с.

Дополнительная литература:

Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019. – 38 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Глагол обозначает движение, действие, без него невозможно передать события.

Мы уже много знаем об этой части речи.

Вспомним морфологические признаки глаголов:

– имеют 3 наклонения: изъявительное, повелительное и условное;

– изменяются по лицам, числам и временам в зависимости от наклонения;

– делятся на переходные и непереходные;

– бывают совершенного и несовершенного вида;

– имеют два спряжения: первое и второе.

Перед Вами порядок морфологического разбора глагола.

Пункт 1. Определить часть речи, общее грамматическое значение, на какой вопрос отвечает разбираемое слово.

Пункт 2. Поставить глагол в начальную форму (инфинитив). Определить морфологические признаки. Постоянные: вид (совершенный или несовершенный); возвратность (невозвратный или возвратный); переходность (переходный или непереходный); спряжение (первое или второе). Непостоянные признаки: наклонение, время, число, лицо, род.

Пункт 3. Определить синтаксическую роль в предложении.

Выполним морфологический разбор глагола исчезает в предложении: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб» (Иван Бунин).

I. Исчезает – глагол, обозначает действие.

II. Морфологические признаки.

А) Неопределённая форма – исчезать.

Б) Постоянные признаки: а) несовершенный вид, б) непереходный, в) невозвратный, г) I спряжение.

В) Непостоянные признаки: а) изъявительное наклонение, б) настоящее время, в) единственное число, г) третье лицо.

III. В предложении является сказуемым.

Запах (что делает?) исчезает.

Выполним морфологический разбор глагола завожу в предложении: «Я завожу будильник на 7 часов утра».

I. Завожу – глагол, обозначает действие.

II. Морфологические признаки.

А) Неопределённая форма – заводить.

Б) Постоянные признаки: а) несовершенный вид, б) переходный, в) невозвратный, г) II спряжение.

В) Непостоянные признаки: а) изъявительное наклонение, б) настоящее время, в) единственное число, г) первое лицо.

III. В предложении является сказуемым.

Я (что делаю?) завожу.

Глаголы помогают описывать разные ситуации, произошедшие с людьми.

Прочитаем вступление к рассказу.

Я люблю слушать истории моей мамы из её детства. Она выросла в деревне. Мне очень интересно то, что она рассказывает. Однажды я услышала вот что:

«Этот случай я особенно запомнила, хотя была совсем маленькой. Папа мой был охотником и однажды, возвращаясь с охоты, он принёс маленького лисёнка. С этого всё и началось…»

Что Вы узнали из вступления к рассказу? Из вступления к рассказу можно узнать о том, в детстве мамы рассказчика произошёл интересный случай.

Прочитаем заключение рассказа.

«Ну, вот и весь рассказ», – сказала мама. А я подумала о том, какими любящими и преданными могут быть дикие животные.

Что Вы узнали из заключения к рассказу? Из заключения можно узнать, что дикие животные могут быть преданными.

Составим письменный рассказ с опорой на предложенное вступление и заключение.

Я люблю слушать истории моей мамы из её детства. Она выросла в деревне. Мне очень интересно то, что она рассказывает. Однажды я услышала вот что:

«Этот случай я особенно запомнила, хотя была совсем маленькой. Папа мой был охотником и однажды, возвращаясь с охоты, он принёс маленького лисёнка. С этого всё и началось… Мы с мамой отнесли рыженького в сарай, поставили ему блюдечко с молоком, а сами ушли. Я проснулась среди ночи и услышала, что кто-то шуршал на дворе. Я открыла занавеску и увидела: по двору бегает лиса и что-то держит в зубах. А утром мы с папой увидели у дверей сарая большого убитого зайца. Папа сказал, что лиса так сильно заботится о своём детёныше, что принесла ему поесть. Позже он отнёс лисёнка обратно в лес. Ну, вот и весь рассказ», – сказала мама.

А я подумала о том, какими любящими и преданными могут быть дикие животные.

Напишите свой рассказ-сочинение на основе услышанного. Например, попросите кого-то из родителей поделиться интересной историей их детства. Продумайте вступление, то, как включите в рассказ услышанную Вами историю, от какого лица будете излагать услышанное, как закончите повествование. Придумайте заголовок.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подчеркните глаголы изъявительного наклонения.

Читала, учи, замолчи, сходили бы, мечтали, выключи, бегала, рассказал бы, гуляю, закрой, полежал бы.

Для выполнения задания нужно вспомнить, что глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле. Глаголы читала, мечтали, бегала говорят о действии в прошедшем времени, а глагол гуляю – в настоящем времени.

Правильный ответ:

Читала, мечтали, бегала, гуляю

Выделите цветом глаголы несовершенного вида.

Сказать, петь, связать, играю, рыть, прочитать, говорить, соображать, высказать, решить, учиться, точить, спеть, упасть.

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить, что глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы «что делать?», «что делал?», «что делаю?» и проанализировать предложенные глаголы. Глаголы петь, рыть, говорить, соображать, учиться, точить отвечают на вопрос «что делать?», а глагол играю – на вопрос «что делаю?», поэтому относятся к несовершенному виду.

Правильный ответ:

Петь, играю, рыть, говорить, соображать, учиться, точить.