Урок19. Российское общество в XVI в. Начало закрепощения крестьян

Поделиться:

Конспект
Все население Российского государства XVI веке можно разделить на привилегированное и непривилегированное. Первые не «тянули тягло», то есть не платили налоги. Вторые должны были платить. К первой категории относились служилые люди и духовенство. Ко второй – торгово-ремесленное население посада, крестьяне и холопы.
Каждая категория населения за исключением холопов имела свои обязанности и права по отношению к государству.
Служилые люди по отечеству должны были нести либо военную, либо гражданскую службу в пользу государства, поэтому они не платили налогов, однако от службы своей они отказаться не могли, это была их обязанность перед государством, она передавалась от отца к сыну. Во времена политической раздробленности служилые люди имели права отъезда к другому князю, но со времен Дмитрия Донского такой отъезд стал ограничиваться. В XVI веке он уже рассматривался как измена.
Для исправного несения службы служилые люди имели право владеть землей с крестьянами: вотчинами (наследственными землями) и поместьями (которые давались государством при условии службы). Служилый человек должен был являться на военный смотр «конно, людно и оружно», то есть на коне, в сопровождении воинов (боевых холопов) и с исправным вооружением.
В высшем органе управления – Боярской думе – заседали думные люди – это бояре, окольничие, думные дворяне. Боярин – высший чин, который мог пожаловать царь, но претендовать на пожалование могли только представители самых знатных фамилий. Выше всех стояли княжеские роды: князья Воротынские, Голицыны, Шуйские, Шаховские, Одоевские, Хованские и др. Когда-то их предки стояли во главе собственных княжеств-уделов, но по мере присоединения их к Москве они переходили на службу к Великому князю московскому и превращались в «служилых» князей. Уделы в 16 веке постепенно исчезали, держали их родственники царя: его братья или дяди. Они также были подчинены царю: не имели право чеканить собственную монету или вести внешнюю политику, но имели свое войско и суд. Помимо княжеских, существовали и старые московские боярские роды: Милославские, Пушкины, Бельские, Романовы. Окольничие и думные дворяне стояли по чину ниже бояр, однако тоже принимали участие в заседаниях Боярской думы.
Отношения между знатными родами регулировались с помощью местничества. Оно было призвано защищать интересы представителей знатных родов при дворе, охраняя их право занимать высшие государственные должности от незнатных выдвиженцев царя. Главный принцип местнической системы заключался в следующем: положение по службе между представителями двух родов должны быть такими, какое было между их отцами, дедами и прадедами. В случае нарушения положения местнические споры разбирал сам царь.
Ниже бояр стояло дворянство. Московские дворяне были привилегированной его частью. Они исполняли придворные обязанности, назначались в приказы, посылались воеводами. Их вотчины располагались в Московском уезде. Городовые дворяне (дети боярские) проживали в других уездах, они обязаны были служить по уездам и городам.
Придворные должности исполняли бояре, окольничие и дворяне. Они помогали царю, обслуживали его нужды, сопровождали его в поездках и на официальных мероприятиях. Высшими придворными должностями были кравчий, конюший, дворецкий, оружничий, постельничий, стряпчий с ключом казначей. Ниже стояли стольники и стряпчие.
Помимо служилых людей по отечеству были служилые люди по прибору, они занимали промежуточное положение между привилегированными и непривилегированными категориями. К ним относились стрельцы, пушкари, казаки, которых набирали из сельских и городских жителей для несения военной службы, им выплачивали жалование и раздавались земли без крестьян. Гражданскую службу в приказах, посольствах и в войсках несли дьяки, а ниже их стояли подьячие. Это нынешние чиновники.
Городом в те времена именовалась огороженная крепостными стенами часть города, то есть «детинец» или «кремль». К городу примыкал посад, где проживало посадское население, занимавшееся торговлей и промыслами. Постепенно и вокруг посадов стали возводить крепостные укрепления. За их границей появлялись слободы – поселения за чертой города, однако и они в дальнейшем могли стать частью города. Простые ремесленники и торговцы должны были выплачивать повинности. Население черных слобод несло тягло государству, посадские, населявшие белые слободы, несли повинности в пользу в пользу частных владельцев и монастырей.
Верхушкой посада были купцы. Купцы, осуществлявшие торговлю с другими странами и наиболее богатые, назвались Гостями. Менее состоятельные входили в гостиную, суконную сотни. Все они были обязаны исполнять обязанности в пользу государства. Например, взимать таможенные и кружечные сборы, оценивать меха. Наконец черные сотни и слободы включали основную массу мелких торговцев и ремесленников. Они также несли повинности в пользу государства.
Крестьяне делились на две категории: черносошные (они несли повинности в пользу государства) и владельческие (жили на дворцовых, монастырских, помещичьих и вотчинных землях и несли повинности в пользу хозяев).
Крестьяне проживали в деревнях, состоявших из 3-5 дворов, и селах, где могло быть несколько десятков дворов. Крестьянские хозяйства объединялись в общину, на общинном сходе, куда собирались домохозяева, решались все основные вопросы: между хозяйствами распределялись земли, размеры повинностей, выбирался староста. Общинников связывала круговая порука: все вместе они отвечали за выплату повинностей, если кто-то не мог тянуть тягло, остальным приходилось платить за него.
Крестьяне должны были платить оброк, обычно он составлял четвертую или пятую часть урожая. Оброк выплачивался как в натуральном виде (зерном, скотиной, продуктами), так и в денежном. Крестьяне также могли работать на земле их владельца, этот вид повинностей назывался барщиной.
В 1570-х гг. опричнина, Ливонская война, эпидемии привели к запустению вотчин и поместий, выжившие крестьяне искали лучшей жизни, покидая своих хозяев. Чтобы служилые люди могли исполнять свои военные обязанности, необходимо было ограничить бегство крестьян. В 1581 г. правительство вводит «заповедные лета», годы, когда крестьянам запрещался переход от одного землевладельца к другому. А в 1597 году был введен 5-летний срок (или «урок», отсюда «урочные лета») — сыска беглых крестьян.
Наконец лично зависимой категорией населения были холопы, их положение было сравнимо с положением рабов. Часть из них была домашней прислугой (это челядь), другие обрабатывали землю хозяина (страдники), третьи управляли господским хозяйством (тиуны, ключники), а четвертые сопровождали своего господина в походах (боевые холопы).
Итак, каждая категория населения должна была выполнять свои обязанности в отношении государства, никто не мог от них отказаться. У каждого была своя задача: служить, работать и молиться.